КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ КМВ

СТАРИННАЯ АРХИТЕКТУРА КМВ
Текущее время: 11 июл 2020, 06:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Архитекторы Бернардацци
СообщениеДобавлено: 12 авг 2011, 17:09 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
БЕРНАРДАЦЦИ, братья, Иоганн Карлович (1782—1842) и Иосиф Карлович (1788—1840), уроженцы г. Лугано (итальянская часть Швейцарии), архитекторы, приехавшие в Россию в 1822. Бернардацци создали тот «чистенький, новенький городок» («Княжна Мери»), который Лермонтов застал в 1837 на месте Горячеводского поселения. Посвятив всю жизнь строительству на Кавказе (Пятигорск, Кисловодск, Ставрополь, Тифлис, Георгиевск), Бернардаци создали несколько сооружений, связанных с именем М. Ю. Лермонтова в Пятигорске — Ресторацию, (ныне Институт Курортологии), Николаевские (ныне Лермонтовские) ванны, грот Дианы, беседку Эолова арфа, галерею над Елизаветинским (ныне Академическим) источником, дом для неимущих офицеров (в 1837 — городская комендатура, ныне курортная поликлиника), дом Е. А. Хастатовой (не сохранился), дома Арешевых (в одном из них Лермонтов познакомился с Белинским (не сохранились), садик против Николаевских ванн (ныне парк «Цветник»), Казенный сад (теперь Парк культуры им. Горького) и другое, а также прямую дорогу от Пятигорска до Железноводска, по которой Лермонтов ехал перед дуэлью. В Кисловодске Бернардацци построили Ресторацию (не сохранилась), дом А. Ф. Реброва.

Восхищаясь памятниками старины, до сих пор радующими наш взор, мы должны быть благодарны тем архитекторам и строителям, что определили облик Кавказских Минеральных Вод, создадавшим многочисленные архитектурные шедевры, которые и сейчас, в XXI веке, восхищают нас точным расчетом и великолепным вкусом. И не нужно забывать, что ехать приходилось в этот неспокойный, разбойный край. И когда А. П. Ермолов обратился в письме к управляющему Министерства внутренних дел В. П. Кочубею в 1822 году: «Без архитектора нельзя ничего делать, и если вы не назначите человека способного, то у меня нет такового, офицеры же инженерные заняты другими предметами». Графу Кочубею нужно было предлагать многое, чтобы кого-нибудь уговорить ехать на Кавказ. Выбор пал на братьев Бернардацци. Один, Джузеппе, был архитектором, второй - искусным каменных дел мастером. И в октябре 1822 года братья прибыли в край горячих ключей у подножия Машука.

Они приехали на Горячие воды в 1822. Гористый край, теплый, похожий на родную Швейцарию, сделался второй родиной зодчих-итальянцев. С «отменным усердием», до самой смерти они работали для его благоустройства. Братья стали первыми архитекторами Пятигорска. Они создали, по словам М. Ю. Лермонтова, тот «чистенький, новенький городок», который поэт увидел в 1837 на месте Горячеводского поселения. Почти все созданное братьями Бернардацци стало памятными лермонтовскими местами.

До своего приезда на Кавказ братья трудились над обликом Санкт-Петербурга, может, поэтому многие приезжие сравнивают курортный город с Северной столицей. Первой работой Джузеппе и Джованни Бернардацци в России стало участие в возведении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. С момента прибытия на Воды в октябре 1822 года они в течение двадцати лет работали над планировкой будущего пятигорского курорта в целом, возвели многие заведения, питьевые галереи и здания лечебных ванн.

И вот на месте построек переселенцев, напоминавших хижины, нужно было спроектировать и построить казенные городские заведения, термальные и питьевые галереи, обустроить не только Горячие, но и Кислые и Железные Воды. И долина преображалась на глазах. Вдоль широкого бульвара, где гуляла «курсовая публика», вырастают роскошные в едином стиле дома горожан, разбивают скверы, появляется известная Эолова арфа, высекаются в скалах уютные гроты, смотровые площадки, откуда открывались чудесные виды на окрестности, на двуглавый Эльбрус, воздвигается Ресторация, прокладываются дороги и к соседним курортам. Ермолов дарит Джузеппе брильянтовый перстень.

О разительных переменах на Горячих Водах и о своем восхищении Бернардацци писал в 1829 году А. С. Пушкин. Генерал Г. А. Емануель включает в экспедицию на Эльбрус Джузеппе топографом.Экспедиция завершилась успешно, но на вершину кавказского исполина взошел лишь один человек — проводник Килар Хаширов - кабардинец. Бернардацци во время похода выполнил много рисунков самых интересных мест и портрет первовосходителя.

К сожалению, время пощадило далеко не все созданное ими, многое утратило первозданный вид, но время пощадило памятник на могиле обоих Бернардацци на старом пятигорском кладбище. И мы имеем возможность прийти на это место и поклониться с благодарностью тем, кто, прибыв к нам из далекого швейцарского Лугано, оставил после себя добрую память и навечно остался в нашей земле.

Братья Бернардацци далеко не всегда находили поддержку со стороны мира сего. Умерли они рано от непосильной работы, нищеты и болезней. Но вклад двух скромных итальянцев в архитектурный облик наших курортов нельзя не переоценить, не предать забвению. Похоронены на старом пятигорском кладбище «Некрополь», недалеко от Места первоначального погребения М. Ю. Лермонтова
http://www.behtau.net/bern.php

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Архитекторы Бернардацци
СообщениеДобавлено: 12 авг 2011, 17:54 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Продолжаем важную тему, и помещаем здесь статью С.В. Боглачева о роде зодчих Бернардацци, найденную в Рунете:

Цитата:
Древний род Бернардацци происходит из селения Памбио в окрестности Лугано (Луганского округа) швейцарского кантона Тичино. Генеалогическое древо от XVI века до наших дней, составленное ныне историографом Флавио Бернардацци, насчитывает 47 мужских представителей этого семейства, и профессией многих из них является строительство и архитектура. Ныне известно, что, по крайней мере, десять представителей этого славного рода, приняли участие в строительстве Санкт-Петербурга с середины XVIII века до начала XX века, внеся существенный вклад в создание нынешнего облика этого уникального города-памятника.
Первым Бернардацци, прибывшим в Россию, стал Винценцо-Антонио, который родился 27 октября 1718 в Памбио у мастера Франческо-Джованни. Овладев семейным ремеслом, он большую часть года проводил на заработках в северной части Италии. В марте 1745 в Лугано он заключил контракт "на четыре года работы в Петербурге с оплатой по 250 рублей ежегодно" с женой Карло- Джузеппе Трезини, которому императрица Елизавета Петровна поручила вызвать в столицу около двадцати искусных мастеров каменных и штукатурных дел. По приезде в Петербург в конце мая 1745, Бернардацци первое время работал на перестройке Царскосельского дворца у арх.Ф.-Б.Растрелли, а затем - на строительстве комплекса Аничкова дворца на Фонтанке, который по проекту М.Земцова с 1741 императрица возводила для своего морганатического супруга Алексея Разумовского. С конца 1744 сооружением дворца руководил Ф.-Б.Растрелли, которому помогали "гезели" Г.Дмитриев и Карло-Джузеппе Трезини. Приглашенные мастера завершили возведение главного здания дворца, занялись его внутренним убранством, а также начали строить вспомогательные здания. Ими был полностью выстроен и отделан небольшой каменный театр (люстгауз) по проекту Карло-Джузеппе Трезини в саду близ дворца, который получил название "Итальянского, или Оперного дома". Незавершенное здание горело в 1748, но к 1750 было возобновлено. Оно находилось в районе нынешнего Александрийского театра и не сохранилось. В апреле 1749 Винченцо Бернардацци был переведен старшим каменным мастером на строительство зданий Воскресенского (Смольного) Монастыря по проекту Растрелли, где работами до 1755 руководил Христиан Кнобель, а затем - Василий Петров. На протяжении девяти лет, за исключением отпуска на родину в 1751-1752, Винченцо занимался возведением основных зданий монастыря, особенно собора. Кроме этого, он строил частные здания столицы, а также участвовал в работе различных комиссий. Так, летом 1756 он был членом особой Комиссии по восстановлению Петропавловского собора после пожара. По завершении каменных работ в Смольном монастыре Винченцо- Антонио, видимо, почувствовал себя больным и летом 1758 вернулся в Памбио, где и скончался 5 апреля 1761.
После отпуска Винченцо-Антонио Бернардацци, у его жены в Памбио родился 8 ноября 1752 единственный сын Карло-Франческо. По швейцарским источникам, он также стал мастером каменных дел, работал в Петербурге в начале XIX века и скончался в 1827. Карло был в России вместе со своим старшим сыном Антонио-Винченцо, который родился 18 декабря 1771 в Памбио, и, вероятно, со средним сыном Франческо(1779-1825). Об их совместной деятельности в этот период известно мало. Есть косвенные сведения, что они, вместе с Томазо Адамини, находились при строительстве разных казенных сооружений, вероятно, под руководством архитектора Джакомо Кваренги, получая годового жалованья около 2000 рублей каждый. Известно, что Антонио Бернардацци и Томазо Адамини участвовали в 1804-1807 в строительстве здания Екатерининского института на Фонтанке. Возможно, что они также занимались и возведением частных домов в северной столице. Бернардацци до 1812 в разное время вернулись в Памбио, в разгар наполеоновских войн.
После победы над Бонапартом император России Александр I начал новый период грандиозного строительства северной столицы. Члены рода Бернардацци по приглашению Луиджи Руска, навестившего в 1815-1816 родные места, снова уезжают из Памбио на заработки в Петербург, вместе с семьей Адамини из Бигоньо, с которыми Бернардацци связывали давние отношения. Весной 1816 сыновья Карло-Франческо Бернардацци - Антонио-Винченцо и Джузеппе-Марко, вместе с Томазо Адамини и его сыновьями Леоне и Доменико, приехали в столицу. По прибытию они, как и Адамини, были определены на обновление Аничкова дворца, который, после отьезда в Германию его владелицы великой княгини Екатерины Павловны, купил император Александр I, чтобы подарить своему брату, великому князю Николаю Павловичу к его женитьбе. В августе 1816 Антонио Бернардации, как и Томазо Адамини, по ходатайству придворного архитектора Л.Руска, был назначен каменных дел мастером при императорском Кабинете с ежегодным жалованием в 2000 рублей. Затем Антонио работал у Руска до весны 1818, когда известный зодчий навсегда покинул Россию. До конца 1818 он занимался перестройкой по проекту Л.Руска казенного дома генерал-прокурора на Итальянской улице,25. Затем, по рекомендации арх.А.Модюи, члена городского Комитета по делам строений и гидравлических работ, Антонио Бернардацци был назначен главным каменным мастером на перестройку Исаакиевского собора по проекту О.Монферрана. Он руководил бойкой свай и сооружением фундамента до мая 1820, когда у него возникли серьезные разногласия с автором проекта относительно сопряжения участков старого и нового фундаментов. Это привело затем к пересмотру особой комиссией первоначального проекта, где были выявлены существенные недостатки, и к полной остановке строительства собора весной 1822 по указу императора Антонио был направлен в Царское Село, где в течении года занимался ремонтом нижних сводов Камероновой галереи, зданий Китайской деревни и других дворцовых сооружений под наблюдением зодчих В.Стасова и А.Менеласа. Летом 1823 Антонио уехал в годичный отпуск на родину и "по семейным обстоятельствам" не смог вернуться в Россию, отчего в 1827 был уволен со службы при Кабинете. Он скончался 29 января 1838 в родном Памбио.
Джузеппе-Марко Бернардацци, самый младший сын мастера Карло-Франческо, родился 2 декабря 1788 в Памбио. Весной 1816 он, вместе со старшим братом Антонио и семейством Адамини приехал в Петербург. Следует отметить, что он на протяжении долгих лет был особенно дружен с Доменико Адамини. В 1816-1818 Джузеппе работал вместе с Адамини под руководством главного придворного зодчего Карло Росси в обновлении Аничкова Дворца и ремонте комнат второго, парадного этажа Зимнего Дворца, подготовляемых к женитьбе великого князя Николая Павловича летом 1817. Затем, с весны 1818 до весны 1819, он находился на перестройке Исаакиевского Собора, будучи помощником главного каменного мастера, а затем, по собственному желанию, вернулся к зодчему К.Росси, чтобы вместе с Томазо и Доменико Адамини принять участие в сооружении дворца для великого князя Михаила Павловича. Он был назначен каменных дел мастером при императорском Кабинете с ежегодным жалованием в 1000 рублей и проработал в этой должности до осени 1822, когда строительство здания Михайловского дворца было закончено вчерне. Ныне в этом здании располагается Русский Музей. В качестве награды Джузеппе был императорским указом пожалован чином 14 класса. Памятуя древний афоризм, что лучше быть первым в провинции, чем вторым в столице, Джузеппе и его старший брат Джованни-Баттиста в августе 1822 заключили с Медицинским Департаментом МВД выгодный контракт на строительство казенных зданий для Кавказских Минеральных Вод и, получив звания архитекторов, уехали на Горячие Воды в сентябре 1822. И, действительно, они стали самыми знаменитыми строителями известных курортов Кавказа. Будучи весной 1828 командирован в Петербург, Джузеппе пытался снова определиться на сооружение Исаакиевского собора, но безуспешно. Длительная, тяжелая болезнь подточила силы талантливого зодчего, и 5 октября 1840 Джузеппе скончался в Пятигорске, где и был похоронен.
Еще в мае 1819, по вызову своих братьев, опытный строитель Джованни- Баттиста, средний сын Карло-Франческо, родившийся 24 июля 1782 в Памбио, прибыл в Петербург, где сразу занял место каменного мастера на перестройке Исаакиевского Собора, взамен выбывшего Джузеппе-Марко. Отличаясь покладистым характером и изрядной добросовестностью, Джованни проработал здесь до лета 1822, не принимая участия в конфликте старшего брата Антония с Монферраном. Он также занимался устройством временной Исаакиевской церкви в западном крыле Адмиралтейства, освященной в декабре 1821. После остановки строительства собора, Джованни вместе с младшим братом Джузеппе-Марко уехал на Кавказ. Здесь он проявил себя как искусный строитель, реализуя проекты Джузеппе-Марко. Он тихо умер 22 ноября 1842 и, будучи бездетным, был похоронен в Пятигорске, рядом с любимым братом. Они не принимали российского подданства, надеясь вернуться на родину.
После смерти Антонио-Винченцо в начале 1838, его средний сын Джузеппе- Раймондо, который родился 2 августа 1816 в Памбио, закончил обучение в Миланской Академии Брера, приехал в Россию. Здесь, вместе с родным дядей Андреа Стафиери, он работал над украшением дворцов Императорской фамилии в обеих русских столицах. Большую часть своего пребывания в России он находился в Петербурге, где в 1850-1851 написал акварельную панораму Санкт-Петербурга. В 1859 он возвратился в Тичино и, прожив долгую и плодотворную жизнь, скончался 15 января 1891 в Лугано.
Сын Джузеппе-Марко Бернардацци и Вильгельмины Конради - Александр-Карл родился 1 июля 1831 в Пятигорске. После смерти отца он был определен летом 1843 в Петербургское Строительное Училище Главного Управления Путей Сообщения, которое успешно закончил, приняв российское подданство. В 1850 он был направлен в Кишинев, где стал первым городским архитектором. Александр-Карл Бернардацци был самым известным зодчим юго-западных областей Российской империи конца XIX века, и с 1878 жил в Одессе. Он приезжал в Петербург в командировки и в гости к друзьям. В декабре 1892 на 1-м съезде русских зодчих он сделал доклады о проектировании театров, о пожарной безопасности жилья и рациональном устройстве окон в жилых домах; в январе 1900 на 3-м съезде зодчих он выступил с программным докладом о народном музее будущего(который ныне стал хрестоматийным) и с сообщением о искусственном строительном камне. Он был почетным членом Совета петербургского Института Гражданских Инженеров(бывшее Строительное Училище). Его имя было присвоено золотой медали, которой Общество Гражданских Инженеров награждало за лучшие конкурсные работы. По случаю пятидесятилетия служебной деятельности Александра Бернардацци в 1900 солидные столичные журналы "Зодчий" и "Строитель" посвятили ему юбилейные номера. И хотя в Петербурге нет построек по его проектам, но его теоретические разработки, практические советы и рекомендации использовали в своей работе многие молодые петербургские архитекторы того времени. Зодчий скончался 14 августа 1907 на станции Фастов и был торжественно похоронен в Кишиневе, рядом с могилой матери.
Наиболее весомый вклад рода в петербургскую архитектуру внес старший сын Александра-Карла Бернардацци - Александр-Иосиф, который родился 2 мая 1871 в Кишиневе. Приехав в Петербург в 1892, он через два года поступил в Институт Гражданских Инженеров, затем перевелся в Академию Художеств и закончил ее в 1903 в мастерской профессора Леонтия Бенуа. В 1905-1911 им по своим проектам построены дача фабриканта Пека в Строгановском саду, известный "Дом-сказка" на Английском пр.(где сам зодчий прожил много лет), павильоны международной строительной выставки 1908 года на Каменном острове и помещение арт-кабаре "Бродячая собака" у Михайловского дворца, капитально перестроены Новый театр актрисы Веры Комиссаржевской на Офицерской ул. и доходный дом ее братьев в Коломне.
Из всех перечисленных зданий сохранился лишь дом братьев Комиссаржевских.
Александр-Иосиф также участвовал в различных архитектурных конкурсах, много преподавал. Летом 1911 он поступил на государственную службу архитектором в департамент Народного просвещения, участвовал в работе Строительного Комитета этого министерства, в проектировании и ремонте петербургских учебных заведений. С 1912 по 1916 по его проекту и под его наблюдением было построено здание Мужской Гимназии имени Цесаревича Алексея на северном берегу Фонтанки у Чернышева моста; здание сохранилось до наших дней. С 1914 он был также архитектором Больницы Всех Скорбящих. Летом 1917 Александр уехал на Урал для сооружения университета в Перми и Горного института в Екатеринбурге, откуда затем эмигрировал в Харбин (Китай), где и скончался от болезни 14 июня 1925.
Евгений - младший сын зодчего Александра-Карла Бернардацци от второго брака родился 10 августа 1883 в Одессе. В 1902 он стал учиться в столичном Институте Гражданских Инженеров, а весной 1906 продолжил свое образование в Германии, в Дармштатском Политехникуме, который закончил в 1908 с дипломом инженера-строителя. С 1911 Евгений работал в Петербурге как свободный архитектор, переняв частную практику у брата Александра-Иосифа, ушедшего на государственную службу; он участвует во многих архитектурных конкурсах, проявляя особый интерес к сооружению памятников в России. Среди его известных ныне работ в Петербурге - ремонт домов на Малой Посадской, принадлежащих Шарлю де-Риц-а-Порта, председателю Швейцарского благотворительного Общества, а также перестройка и надстройка особняка купца М.А.Гинзбурга на 11-й линии Васильевского острова; указанные здания сохранились. С весны 1913 до 1916 он был помощником зодчего С.С.Корвин-Круковского на строительстве здания Главного Казначейства на южном берегу Фонтанки у Чернышева моста. В смутное время после 1917 года Евгений уехал в Кишинев, где работал городским архитектором до самой смерти 7 апреля 1931 и был похоронен рядом с отцом. По имеющимся сведениям, братья Александр-Иосиф и Евгений не имели детей и поэтому, российская ветвь рода Бернардацци на них пресеклась.
Подводя итоги деятельности рода зодчих Бернардацци в Петербурге, можно отметить, что, в целом, они отдали этому городу около ста лет своей общей жизни и эта фамилия связана примерно с сорока местными постройками, среди которых много известных. Как правило, они временно жили в столице рядом с местом очередного строительства. Общее же число построек Бернардацци в Российской империи, от Петербурга до Тбилиси и от Кишинева до Харбина, составляло более трехсот, из которых сохранилось менее трети. В Кишиневе и Пятигорске ныне есть улицы имени Бернардацци, а пятигорское отделение Союза архитекторов ежегодно присуждает местным зодчим премию имени братьев Бернардацци за лучший осуществленный проект.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB