КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ КМВ

СТАРИННАЯ АРХИТЕКТУРА КМВ
Текущее время: 29 мар 2024, 03:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: КИСЛОВОДСК СТАЛ ЛОВУШКОЙ ДЛЯ ГРАФИНИ
СообщениеДобавлено: 11 авг 2011, 20:01 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
(газета "Огни Кавминвод", 8 июня 2010 г.)
Чем больше изучаешь историю Кисловодска, тем больше возникает вопросов, на которые пока еще нет ответа. Иногда новые вопросы приходят оттуда, откуда их совсем не ждешь. Вот и мне недавно пришло письмо из далекого Брюсселя от бельгийской писательницы Мари Тегюль. Внучка француза, эмигрировавшего из России, потомок (по материнской линии) знаменитого рыцаря-крестоносца Готфрида Бульонского, она занимается сейчас литературной деятельностью, пишет романы и повести о жизни русской аристократии в дореволюционной России. Особенно ее интересует Кавказ, поскольку дед Мари жил некогда в Тифлисе. Познакомившись с некоторыми из моих статей в интернете, она поинтересовалась: не знаю ли я что-нибудь о графине Агриппине (Аграфене) фон Зарнекау, которая окончила свои дни в Кисловодске. Тем самым Мари приоткрыла для меня новую, еще не известную страницу Кисловодской истории.

Во второй половине ХIХ века одной из самых красивых женщин города Кутаиса была дочь грузинского дворянина Аграфена Джапаридзе. Совсем еще юной она стала женой князя Тариела Дадиани. Однажды на театрализованном представлении, устроенном местными аристократами, молодую княгиню увидел правнук императора Павла I, принц Константин Петрович Ольденбургский (родной брат Александра Ольденбургского, который основал курорт в Гаграх и инспектировал госпитали Пятигорска и Кисловодска в Первую мировую войну). Принц решил, во что бы то ни стало, жениться на Аграфене Дадиани. Чувства были взаимными и в 1882 году молодые обвенчались. Поговаривали, что Константин Петрович заплатил Тариелу Дадиани огромный "выкуп" за красавицу-жену. Однако это в точности не известно. С уверенностью можно сказать, что Аграфена и принц Ольденбургский прожили более 20 счастливых лет, пока смерть Константина Петровича в 1906 году в Ницце не разлучила их. Брак их считался морганатическим и лишил Константина права на престол герцогства Ольденбург. Однако его отец любезно принял Аграфену в круг своих родных и даже придумал для нее и детей, которых она родила принцу, специальный титул графов фон Зарнекау. У Аграфены и Константина Петровича всего было шестеро детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и Нина.

Когда в России произошли революционные события, а затем началась гражданская война, четверо детей графини Зарнекау эмигрировали из страны, где каждый из них прожил достаточно долгую жизнь. Только средний сын Алексей умер в 1918 году достаточно молодым. А еще в России оставалась младшая дочь Нина, страдавшая психическим заболеванием. Граф С.Ю. Витте в свое время довольно жестоко называл ее "полуидиоткой". Аграфена не могла бросить свою больную дочь, а выехать с ней за границу тоже не могла. Нина находилась на излечении в частной лечебнице в Кисловодске (местонахождение ее не установлено), где и скончалась в 1922 году в возрасте 30 лет. Пожилая графиня (ей было уже 67 лет) не смогла перебраться к детям за рубеж, поскольку все пути на Запад были закрыты. Сложно сказать, как она прожила последние годы жизни в Кисловодске, насколько ей приходилось скрывать свое происхождение и историю своей жизни. Даже дата ее смерти различается в разных источниках. Называют то 18 октября 1926 года, то 1927, а иногда и 1929 год. Только лишь место смерти указано одно и то же: "Кисловодск".

И еще одна загадка, на сей раз архитектурная. В Кисловодске есть красивый особняк, в котором расположен сейчас пансионат "Звездный". По мнению краеведов - это дача, построенная в начале ХХ века архитектором Э.Б. Ходжаевым по заказу пятигорского купца Г.В. Александрова. К 1910 году она уже принадлежала ростовскому купцу М.О. Кулакову, а затем была продана бакинскому нефтепромышленнику М. Мухтарову. Что интересно, особняк этот очень похож на дворец в Тифлисе, построенный в 1895 году по проекту петербургского архитектора Павла Штерна, который К.П. Ольденбургский подарил своей горячо любимой супруге (теперь Дворец Искусства в Тбилиси). Не только планировка здания, но даже второстепенные архитектурные детали кисловодского "дворца Мухтарова" повторяют облик тифлисского дворца Зарнекау. Случайно ли это совпадение?

Вячеслав ЯНОВСКИЙ, историк. Вот его страничка http://temnyjles.narod.ru/Janovski.htm

Вложение:
Комментарий к файлу: Аграфена Зарнекау
Zarnekau.jpg
Zarnekau.jpg [ 30.07 Кб | Просмотров: 7513 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Дворец искусства в Тбилиси
Dvorec1.jpg
Dvorec1.jpg [ 200.8 Кб | Просмотров: 7513 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Дворец Мухтарова в Кисловодске (фото начала XX века)
Dvorec2.jpg
Dvorec2.jpg [ 92.32 Кб | Просмотров: 7513 ]


Буду благодарен если кто то из знающих читателей нашего форума подскажет ответ на эту тайну.

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КИСЛОВОДСК СТАЛ ЛОВУШКОЙ ДЛЯ ГРАФИНИ
СообщениеДобавлено: 12 авг 2011, 18:22 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Ответить на сей вопрос с кондачка сложно.
Если внимательно присмотреться, то отличий в обоих зданиях более чем предостаточно, и считать их "близнецами" никоим образом нельзя. Дореволюционные архитекторы редко повторялись и не строили, подобно их советским коллегам, "дома улучшенной планировки серии 696", что дало прекрасный повод поставить любимую народом комедию "Ирония судьбы".
И тем не менее, очевидно, что основных вариантов для ответа в настоящее время существует шесть:
1)Оба здания построены по проектам П.Штерна;
2)Оба здания построены по проектам Э.Ходжаева;
3)Кисловодская дача пятигорского купца Г.В. Александровского построена Э.Ходжаевым(как строителем) по оригинальному проекту П.Штерна(м.б. даже по настоятельной просьбе заказчика);
4)Кисловодская дача пятигорского купца Г.В. Александровского построена Э.Ходжаевым по своему проекту, но как подражание удачному тифлисскому проекту П.Штерна(по той же причине);
5)Существовал опубликованный в альбомах или в журнале образцовый проект загородного дома некого третьего архитектора, который и был взят за основу как П.Штерном, так и Э.Ходжаевым и немного доработан("привязан к месту");
6)Простое и случайное совпадение проектов Э.Ходжаева и П.Штерна, творивших в одном архитектурном стиле(т.е. с набором неких базовых архитектурных элементов, которые и создают впечатление схожести разных проектов).
Видимо, следует рассмотреть все указанные варианты. А это дело непростое. Прежде всего, нужны подробные сведения об архитекторах П.Штерне и Э.Ходжаеве.

Хотя сам В.Яновский в своей последней книге, изданной в 2011 году, выражает сомнение в авторстве П.Штерна:
Цитата:
"...Внутри территории "Долины нарзанов" находится пансионат "Звездный", разместившийся в одном из самых роскошных особняков дореволюционного Кисловодска - бывшей даче купца Г.В. Александрова (1902 г., арх. Э.Б. Ходжаев). К 1910 г. владельцем стал ростовский купец М.О. Кулаков, а к 1914 г. - бакинский нефтепромышленник и миллионер М. Мухтаров. В архитектуре этого особняка можно встретить что-то от "Ласточкиного гнезда" в Крыму, от архитектуры романского стиля, ренессанса и др. "Дворец Мухтарова" поразительно напоминает здание Дворца искусств в Тбилиси, который был выстроен в 1895 г. по проекту архитектора П. Штерна. Заказал строительство этого особняка принц Константин Петрович Ольденбургский, чтобы подарить его своей жене графине Аграфене Зарнекау (урожденной Джапаридзе). Что интересно, графиня прожила последние годы жизни в Кисловодске и умерла здесь в 1926 г. Ее дети эмигрировали за границу. Одну из дочерей уже после смерти графини вывезли за рубеж офицеры-эмигранты, а многие из тех, кто способствовал этому, были осуждены по "делу Зарнекау". Однако до сих пор не найдено информации о какой-либо причастности графини Зарнекау к "дворцу Мухтарова" в Кисловодске..."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КИСЛОВОДСК СТАЛ ЛОВУШКОЙ ДЛЯ ГРАФИНИ
СообщениеДобавлено: 12 дек 2012, 21:33 

Не в сети

Зарегистрирован: 16 сен 2011, 19:22
Сообщения: 103
Сегодня получил замечательные снимки здания Грузинского Дворца Искусств в Тбилиси, которые мне прислал по почте директор этого учреждения культуры - профессор Георгий Каландиа. Напомню, что это здание очень напоминает "дворец Мухтарова" в Кисловодске.Изображение


Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КИСЛОВОДСК СТАЛ ЛОВУШКОЙ ДЛЯ ГРАФИНИ
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 22:41 

Не в сети

Зарегистрирован: 16 сен 2011, 19:22
Сообщения: 103
На днях написал письмо писательнице Мари Тегюль, которая и подсказала мне эту тему. Ответила ее дочь и написала, что Мари скончалась. Светлая память Мари Тегюль. Она будет жить в своих произведениях, пока их читают. Она останется навсегда литератором-краеведом, который много осуществил в изучении дореволюционного быта жителей главного города Кавказа в дореволюционный период - древнего Тифлиса.

Вот ссылка на страницу Мари Тегюль:

http://samlib.ru/t/tegjulx_m/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB