Недавно узнал, что на Кавминводах было известно три Провала.
Разумеется, первейший и самый знаменитый из них это Пятигорский Большой Провал на склоне горы Машук, известный российским путешественникам еще с XVIII века.
Второй Провал в форме воронки был открыт в начале ХХ века на склоне горы Лысой и назван Лысогорским. Вход в него имелся только через воронку.
И, наконец, третий это
Подкумский(или Ессентукский) Провал, который находится в районе между Ессентуками и Кисловодском, около железнодорожного разъезда "Подкумок". Поэтому его чаще именуют Подкумским Провалом.
Он был открыт в 1900-х годах, и первоначально получил соответствующее название - "Новый Провал". Этот Провал, в отличие от Пятигорского, имеет естественный тоннель и пещеру с верхним отверстием наружу. Вскоре после открытия Новый Провал стал популярным местом для многочисленных экскурсий, которые в 1910-х годах устраивало, в основном, Ессентукское Экскурсионное бюро, экскурсоводом которого был известный ессентукский аптекарь, кавказский путешественник и общественный деятель Иван Ткешелашвили.
Почтовая карточка около 1913 года.
В Интернете нашел следующую информацию о Подкумском(Ессентукском) Провале.
Цитата:
Подкумский провал расположен в двух километрах севернее железнодорожной платформы "Подкумок". Провал находится на склоне глубокой балки и имеет входной лаз в рост человека. Естественный проход длиной около 16 метров ведет в округлую подземную пещеру диаметром около 4 метров. На ее потолке, на высоте примерно 6 метров имеется отверстие, через которое внутрь пещеры проникает дневной свет. Из этой округлой пещеры идет дальше совершенно темный проход, постепенно поднимающийся вверх. Потом он делает несколько поворотов в разные стороны и затем, резко спускаясь вниз, тянется дальше, на неизвестное расстояние.
Местная газета в 1935 году писала:
Цитата:
Подкумский провал находится в 12 км от Ессентуков, вверх по Подкумку. Это есть естественная подземная галерея длиной около 200 метров, направленная на северо-восток. В этой галерее есть конусообразная воронка...
В 1940-е годы Подкумский Провал исследовал известный спелеолог Николай Андреевич Гвоздецкий (1913–1994), создатель советской географической школы карстоведения, доктор географических наук и профессор. Описание этого Провала Н.А. Гвоздецкий поместил в своей книге "Карст" (М.: Географгиз, 1954).
На сайте "Кавказские минеральные воды" дано следующее замечательное описание Подкумского Провала:
Цитата:
Из карьера в балке Медведки можно добраться до Подкумского провала. Для этого следует пройти в глубь узкой части балки. Здесь через несколько шагов с левой стороны можно заметить короткую каменную осыпь из кусков белого известняка. Осыпь представляет собою конечный пункт древней реки, протекавшей через Подкумский провал. Река давно исчезла, и теперь сохранилось лишь ее дно, засыпанное камнями. Соблюдая необходимые предосторожности, поднимаемся вверх по осыпи. Здесь перед нами открывается большая щель, представляющая прежний выход подземной реки на поверхность.
К Подкумскому провалу можно пройти, точнее, проползти по этой щели. Кому это будет трудно или неудобно, можно пройти по тропкам, начинающимся с правой стороны от осыпи и затем поднимающимся над нею. Войдем в эту щель и поднимемся по тоннелю, ведущему вверх. Тоннель завален камнями и поэтому приходится продвигаться ползком на коленях. При этом двигаться следует по одному, и только после того как предыдущий товарищ достигнет поверхности, следующий может идти за ним. Если не соблюдать такой предосторожности, то случайно сорвавшийся из-под ноги камень может причинить ранение.
Поднявшись по тоннелю вверх, выходим на небольшую площадку, над которой частично сохранился каменный свод существовавшего здесь прежде провала. Площадка имеет округлую форму, ее диаметр равен приблизительно 5-7 метрам. Раньше провал представлял своеобразную пещеру, в потолке которой имелось круглое отверстие. Теперь же большая часть потолка обвалилась, и лишь с одной стороны осталась часть свода. Остальная часть пещеры сохранилась лишь в виде невысокой (1-1,5 метра) стены. Прежде чем двигаться дальше, осмотрите структуру поверхности камней, составляющих стены и потолок пещеры. Здесь легко заметить многочисленные полукруглые углубления, напоминающие крупные соты. Они возникли в результате растворяющего действия воды подземной реки на поверхность камня. Невысокий навес в юго-западной части провала ведет в соседнюю довольно обширную, хорошо освещенную пещеру. В ней можно свободно стоять. Пол ее покат и имеет много камней. Эта пещера переходит в новый тоннель, который не очень круто поднимается вверх. Сначала по этому тоннелю можно идти в полный рост, но после поворота дальнейшее движение возможно только ползком. При этом надо иметь в виду, что в тоннели вскоре становится темно, и тем, кто захочет проникнуть поглубже, надо заранее запастись свечами и спичками или же электрическими фонариками, но последние дают меньше света. В средней части тоннеля есть вертикальное ответвление, где опять можно стоять во весь рост. Осмотрев подземный тоннель, возвратимся обратно и, поднявшись на разрушенную часть провала, осмотрим камни, лежащие под ногами. Здесь можно найти много интереснейших образцов, среди них стилолиты, напоминающие по форме миниатюрные горные хребты. Встречаются также кристаллы кальцита, конкреции пирита и бурого железняка. Ознакомившись с провалом и тоннелями и собрав коллекцию камней, отдохнем на краю обрыва и полюбуемся замечательным, видом, который открывается перед нами. Прямо под обрывом находится карьер, в котором вырабатывается камень. Дальше видно ущелье речки Медведки, вдоль которого мы только что прошли. Вправо огромный отрог горы, сложенной известняком и поросшей травами. Влево такой же отрог. Далеко внизу видна пойма реки Подкумка и участок электрической дороги. За долиной Подкумка возвышаются отроги Джинальского хребта, поросшие лесом. Панорама величественна и прекрасна.
Последнее описание Подкумского провала - это сокращенный текст большого очерка доцента В.В. Скрипчинского "Подкумский провал" из путеводителя "Кавказские Минеральные воды"(Ставрополь, 1953г., С.313-321)