Средний Зеленчукский храм, как и другие Верхнекубанские церкви, относятся к крестовокупольному типу сакральных зданий. Его интересной особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как «крест свободный», с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. В ходе строительства церкви первоначальный замысел архитектора изменился, и к центральной апсиде были пристроены две боковые апсиды, а западный рукав креста удлинён на величину модуля храма. Зодчий, очевидно, учел те изменения в византийской церковной архитектуре, которые происходили в ней после VI века, достигнув апогея к X веку. К тому времени в Империи окончательно сложилось представление о храме, как «небе на земле», где снимаются противоречия между духовным и материальным в человеке. Заметно усложнилась церковная литургия, в связи с чем становится совершенно необходимым троечастие алтаря.
Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Особый интерес представляет архаичная подковообразная форма люнетов над южным и северным входами, также указывающая на древность церкви. Прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников – системы глухих и сквозных отверстий в его сводах.
В XIX веке на территории Нижне-Архызкого городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. В 1886 году к Зеленчукским храмам, в сопровождении нескольких монахов, приехал афонский иероманах Серафим (Титов).
Силуэты гор, храмов, буйная растительность напоминали Святую Гору Афону, и в то же время весь уклад жизни, быт, были традиционно-русскими. На склонах гор росли исконно-родные ели, берёзки, дубы, клены, леса, полны всевозможных ягод, орехов и грибов.
Но ожидали будущую обитель и свои трудности: отсутствие пахотной земли, сильные зимние ветры, которые, бывало, срывали даже крыши с домов.
Интерьер храма был украшен великолепными фресками. Особенно много сохранилось их в экзонартексе-западном рукаве креста. Наибольший интерес по своей цветовой гамме и деталям костюмов представляют фрески с изображениями «Святых воинов».
На южной стене над дверью был изображен святой с крестом в руке. Предположительно – Константин Великий.
Согласно свидетельствам Струкова и Нарышкиных, в центральной апсиде были найдены остатки престола, а также синтрон (каменная скамья для церковного клира) и солея. Нарышкины, побывавшие здесь в 1867 году, записали, также местное предание о некогда существовавшем в долине Б. Зеленчука византийском монастыре.
Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом.
"Благословенный Кавказ" 2017