КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ КМВ

СТАРИННАЯ АРХИТЕКТУРА КМВ
Текущее время: 28 мар 2024, 15:24

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 24 июн 2011, 08:29 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
Галерея была торжественно открыта для публики 20 мая 1902 г. Об этом событии первой сообщила областная владикавказская газета "Казбек": "Железноводская галерея - новое, только что законченное обширное здание, представленное для развлечения публики, для танцевальных вечеров и спектаклей... Галерея составляет главное украшение железноводского парка".
В 1918 г. здесь была провозглашена Советская власть в Железноводске.

С июля 1903 г. галерею стали называть Пушкинской: в память о пребывании поэта на Водах. В 1937 г., когда отмечалось 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, в восточном павильоне галереи была установлена скульптура С.Д. Меркурова "Пушкин у моря".

Образцом для создания галерей-сестер в Железноводске и Пятигорске послужил павильон машинного отдела Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде, построенный по проекту А.Н. Померанцева. Архитектор А.Н. Померанцев известен как автор проекта Верхних торговых рядов (1893, ныне ГУМ) в Москве, за который он получил высшее академическое звание профессора архитектуры. Идею строительства разборных металлических галерей развил польский архитектор З.Э. Хржановский. Площадка под галерею была спроектирована академиком архитектуры С.Т. Шиллером.
Во время Великой Отечественной войны галерея превратилась в госпиталь, а после войны в Пушкинской галереи проводились концерты.

Все строительные работы были сданы и выполнены конторой "Орион" во Владикавказе, а металлический остов галереи и установка его произведена фирмой Вл. Гостынский и К° в Варшаве, причем вся постройка была выполнена замечательно быстро.

Галерея видела многих выдающихся деятелей русского искусства: в 1903 г. здесь играл известный трагик Мамонт Дальский; выступали В.Ф.Комиссаржевская, Н.Н. Ходотов, М.Г. Хавина, М.Лентовский; в воздушном танце порхала над сценой Айседора Дункан.

Во время Великой Отечественной войны галерея превратилась в госпиталь


Вложения:
800px-Pushkinskaya_galereya.jpg
800px-Pushkinskaya_galereya.jpg [ 131.38 Кб | Просмотров: 1973 ]
x_39c288dc.jpg
x_39c288dc.jpg [ 152.33 Кб | Просмотров: 1973 ]

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 15 авг 2011, 00:30 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
А вот более современный очерк о Пушкинской галерее, взятый из "Архитектуры Железноводска" с небольшими сокращениями:
Цитата:
Весной 1900 г. новым директором Кавминвод стал полковник Владимир Васильевич Хвощинский. Этот решительный и энергичный реформатор задался целью быстро, «по-военному», поднять местные Воды на уровень западноевропейских курортов. На пятилетнее благоустройство Кавминвод правительство России выделило около 2,5 млн. рублей.
В августе 1900г. в перечень первоочередных сооружений Хвощинский включил и две «галереи для гуляющей публики по типу европейских курортов» для Пятигорска и Кисловодска. Просторное сооружение из металла и стекла должно было защищать «курсовых» от непогоды и жары, иметь место для прогулок и уютную гостиную для отдыха «очень важных персон», а также - эстраду для парковых оркестров и летний театр для многочисленных гастролирующих артистов и трупп.
Летом 1900г. архитектор КМВ И.И. Байков посетил бывшую Нижегородскую выставку 1896 года для детального ознакомления с сооружениями из металла и стекла, а также для выяснения возможности использования бывших выставочных павильонов для нужд КМВ. Однако они требовали сложной доработки для выполнения новых задач. Вернувшись с выставки, Байков составил соответствующую «программу» для двух новых железных павильонов с указанием их функционального назначения, основных габаритов (длина - 40 сажен, ширина – 5-6 сажен) и примерной стоимости.
Вскоре Управление КМВ заключило особый договор на проектирование, изготовление и монтаж указанных галерей с варшавской фирмой «Вл. Гостынский и Ко»(W.Gostynski i Ska). Фирма занималась разработкой и изготовлением различной железной мебели, ванн, велосипедов, колясок, вагонов и пр., металлических сооружений - оград, решеток, лестниц, балконов, павильонов и т.п., а также конструкционными работами. В 1900г. членами правления этой фирмы, где числилось 340 постоянных рабочих, являлись три крупных акционера-компаньона – Владислав Францевич Гостынский (председатель правления), финансист Марк Станиславович Вишневский и инженер Зенон Эдмундович Хржановский, который занимался инженерной подготовкой производства.
Фирма «Вл. Гостынский и Ко» предложила составить эскизные проекты курортных павильонов для Кавминвод известному варшавскому зодчему того времени - академику архитектуры Стефану Шиллеру, с которым уже имела ряд совместных работ. 10 октября 1900г. зодчий представил варшавской фирме указанные проекты с чертежами фасадов, планов и разрезов, составленные по программе архитектора КМВ И.И. Байкова.
Указанные проекты академика Шиллера были представлены для обсуждения в Управление КВМ. Проект «Железный павильон для водолечебного заведения в Кисловодске» был одобрен сразу, без замечаний, но было решено осуществить его в Железноводске, т.к. для нужд Кисловодского курорта было признано достаточным наличия там Нарзанной галереи и здания Курзала Владикавказской железной дороги с отличным театральным залом. В представленный же проект пятигорской галереи было предложено внести изменения, которые выполнил инженер Зенон Хржановский. Исправленные эскизные проекты галерей С. Шиллера и З. Хржановского были одобрены Директором КМВ В. Хвощинским и утверждены к исполнению министром земледелия и государственных имуществ А.С. Ермоловым, в чьем ведении тогда находились все курорты Российской империи. В конце ноября 1900г. инженер Хржановский произвел расчет конструктивных частей обеих металлических галерей и разработал подробные рабочие чертежи. С целью уменьшения разнообразия деталей была произведена их унификация, причем за основу были взяты элементы конструкции Железноводской галереи – столбы, фермы, стойки, угольники и балки несущего каркаса, застекленные переплеты стен и конькового фонаря, элементы декора и пр.
Основная часть металлических деталей и поковок была изготовлена на варшавской фабрике железных изделий «Вл. Гостынский и Ко» и на заводе Б. Хантке в г. Честохове(клеймо этого завода можно увидеть на некоторых частях каркаса). Длинномерные детали каркаса галерей были заказаны и изготовлены на одном из крупнейших частных металлообрабатывающих предприятий российской столицы - Санкт-Петербургском Металлическом заводе. Все толстые цветные и белые стекла требуемых размеров, согласно живописным эскизам, были заказаны и сделаны варшавскими мастерами. Весной 1901г. галереи в разобранном виде были доставлены по железной дороге на КМВ. Фирма «Вл. Гостынский и Ко» поручила члену правления, инженеру Зенону Хржановскому наблюдать за ходом строительства и руководить монтажом обеих галерей.
Согласно договору, фирма должна была получить за изготовление и монтаж обеих галерей «оптовую сумму» в 135 тысяч рублей, за железноводскую – 68 тысяч и за пятигорскую – 67 тысяч.
В конце 1900г. Управление КМВ для выполнения подготовительных, земляных работ, сооружения фундаментов и каменных цоколей, столярных, плотничьих, кровельных, стекольных, малярных и прочих работ по обеим галереям заключило, по результатам проведенных торгов, договор с пятигорским отделением Технической конторы «Орион». Эта малоизвестная владикавказская контора, согласно объявлениям, выполняла очень широкий спектр технических и строительных работ. Одновременное возведение обеих галерей, в Пятигорске и Железноводске, началось в январе 1901г. и должно быть закончено к 1 июня этого же года.
Для возведения железной галереи в Железноводске был выбран большой участок парка. К апрелю 1901г. здесь была сделана большая выемка на склоне Железной горе и разработана обширная площадка для галереи и цветника перед ней.
Затем началось сооружение фундамента. В конце мая стали укладывать цоколь из тесанного машукского камня и монтировать металлическую конструкцию, которую скрепляли заклепками. Основу конструкции составляют 22 пары одинаковых решетчатых столбов высотой 5,5м. с фермами 5 саженного(11м.) пролета. Наклонная часть фермы составляет удлинение(перекладину) решетчатого столба. Верхний фонарь состоит из вертикальной стойки и 4 угольников, наклонной части и арки. Между столбами были установлены 20 одинаковых переплетов(шириной 4м.. и высотой 5,5м.) для последующего застекления, 10 переплетов в торцевых пятигранных частях галереи, а также ряд особых и полуциркульных переплетов для ризалитов и главного входа. На остове галереи были укреплены 30 железных штампованных картушей для украшения верхних частей колонн, 30 штук железных голов грифонов для водосточных желобов и 30 штук железных акротериев для украшения края крыши. Дополнительные украшения(повитель и листья) были сделаны кузнецами КМВ. В июле приступили к малярным и стекольным работам. Монтаж конструкции, ее окраска и застекление переплетов были завершены в конце сентября.
А 31 августа 1901г. строительство железноводской галереи посетил министр А.С. Ермолов. Он побеседовал с директором КМВ Хвощинским и инженером З. Хржановским, и все сделанное оценил удовлетворительно. Министр обратил внимание на то, что галерея в своей середине стеснена выступом музыкальной эстрады, и поручил инженеру «в средней части здания с задней стороны сделать пристройку к полукругу, чтобы было больше места для слушающей музыку публики». Хржановский спроектировал многогранную пристройку симметрично к имеющейся. Осенью 1901г. металлические части этой пристройки были заказаны фирме «Вл. Гостынский и Ко» за сумму в 1500 рублей.
Плотничьи и кровельные работы продолжались до конца 1901 года, когда приступили к устройству бетонного пола площадью более 1000 кв.м. и укладке на него паркетных плит. Восточный торец галереи был предназначен для гостиной, а западный для сцены с уборными. В декабре устройством механизма и художественно-декоративным оформлением сцен для обеих галерей по договору занялся известный живописец Иван Иванович Крылов. Устройство сцены в железноводской галерее было почти копией сцены пятигорской галереи, только декорации здесь не поднимались вверх целиком(как в Пятигорске), а собирались в складку и под сценой было не пять, а семь артистических уборных. В середине Железноводской галереи был устроен бювет в виде мраморной колонны, куда была проведена по трубам вода из источников №1 и №2. Весной 1902 г. были завершены малярные работы.
Кровля была окрашена в «шахматы» масляной краской. На шпиле-флагштоке фонаря купола был укреплен вызолоченный трехсторонний орел. В восьми основных нишах галереи на постаментах из серого кисловодского камня были установлены четыре цинковые аллегорические статуи (высотой в 1.4м.), сделанные в Варшаве по представленным и одобренным Управлением КМВ фотографиям, а также четыре вазы, изготовленные в мастерской Ю. Подвала в Нахичевани-на-Дону. В зрительном зале, рассчитанном на 420 мест, разместили 400 венских стульев. В галерее повесили дуговые лампы. Они действовали от небольшой паровой электростанции Управления КМВ, построенной у южной границы парка. Также были устроены подъездной путь с Конторской площадки и пешеходная дорожка от Казенного ресторана к галерее. В общем, железноводская галерея обошлась Управлению КМВ более 150 тысяч рублей.
Торжественное освящение железноводской галереи состоялось 20 мая 1902г., в день официального открытия лечебного сезона на этом курорте. А в 2 часа дня в Казенном ресторане в честь открытия этой галереи состоялся общий обед по подписке с речами и тостами. На обеде выступали художник И.И. Крылов, местный старожил профессор Н.Д. Гавронский, директор КМВ В.В. Хвощинский и другие. Современники почти сразу единодушно отметили, что «галерея в Железноводске своей красотой и изяществом оставляет далеко за собой галерею в Пятигорске». Тем самым они рассудили «тайное» соперничество двух архитектурных вариаций на одну тему. Доподлинно не известно, видел ли академик Шиллер воочию свою галерею в Железноводске, но он вполне мог посетить наши курорты до революции 1917 года.
Согласно отчету директора Вод В.В. Хвощинского за 1901г., этой галерее было решено присвоить официальное название Пушкинской, так как русский поэт А.С. Пушкин был самым первым знаменитым посетителем Железных вод. Однако галерея первое время после открытия именовалась в газетах как Новая или просто Железная.
Железная Пушкинская галерея на цоколе из машукского камня выполнена в стиле «металлической» эклектики, с использованием ренессансных мотивов и элементов зарождающегося модерна. Протяженное сооружение обтекаемой формы имеет длину 85м., ширину 11м. и высоту(до конька крыши) – 9 метров; общая площадь пола галереи составляет 225кв.саж. (1021кв.м.). Нижняя часть здания, лестницы и крыльца с наружной стороны отделаны тесанным машукским камнем. Центральный полуциркульный свод в трансепте увенчан декоративным куполом со шпилем. Внешне он очень похож на знаменитый купол флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре, созданный гениальным зодчим Возрождения Ф. Брунеллески. Именно этот купол придает завершенность всей композиции галереи. Ее возвышенный облик сочетает в себе несомненное величие и определенную легкость, воздушность, подчеркнутую светлой окраской сооружения. Громадный остекленный купол галереи был первоначально сделан из стеклянных пустотелых кирпичей (фальконьеров). Но из-за сильных ветров купол вскоре немного деформировался, часть фальконьеров лопнула, их осколки и целые кирпичи стали падать вниз. Пришлось вначале установить проволочную сетку под куполом, а в 1907г. заменить фальконьеры сплошными толстыми стеклами, вставленные в железные рамы. По сторонам от центрального свода симметрично расположены четыре двухъярусные квадратных башенки(со стороной по 2м. и высотой в 14м.) с нишами и с флагштоками и два крыла галереи, прогулочное и театральное, с четырьмя арочными ризалитами, которые также имели боковые ниши. В средней части галереи сделана поворотная эстрада семигранной формы для оркестра из 60 человек. Эту эстраду собирались отделать в виде сталактитового грота. Металлический остов галереи обильно украшен коваными деталями. Крыша снабжена коньковым вентиляционным фонарем. В нишах главного фасада были установлены четыре вазы «Туры» и две аллегорические женские статуи – «Плодородие» и «Минеральные воды», отлитые из цинка.
Со дня открытия Пушкинской галереи возникла долголетняя традиция ежегодно открывать лечебный сезон на железноводской группе торжественным молебном в этой галерее, на котором присутствовали члены Управления вод, администрация группы, а также благородная публика и местные жители.
С сезона 1902г. на открытой эстраде галереи по три часа утром и вечером играл сборный симфонический оркестр под управлением приглашенного дирижера. В 1903-1904 годах на сцене Пушкинской галереи ставила драмы, комедии, фарсы и оперетты труппа антрепренера С.В. Брагина. На этой сцене выступали «чайка русского театра» Вера Комиссаржевская, актер Николай Ходотов, трагик Мамонт Дальский, актер Юрий Юрьев.
В революционном 1917 году Пушкинская галерея не раз становилась местом для народных собраний и митингов. 2 декабря 1917г. здесь состоялся сход жителей селения Железноводского и ближайших хуторов, на котором был избран местный Совет народных депутатов, а в январе 1918г. на собрании в галерее была провозглашена советская власть в селении Железноводском.
В советское время Пушкинская галерея служила местом культурного отдыха посетителей курорта и местных жителей. Летом 1923г. здесь танцевала знаменитая «босоножка» Айседора Дункан, супруга поэта Сергея Есенина. Во время летнего сезона в галерее 4 вечера в неделю демонстрировались кинофильмы, а по два вечера в неделю устраивались концерты, спектакли и выступления гастролирующих артистов, среди которых было множество самых известных представителей советской эстрады. Прогулочный зал галереи часто служил для проведения всевозможных художественных выставок.
В 1937г., когда отмечалось 100-летие смерти А.С. Пушкина, известный московский ваятель Сергей Дмитриевич Меркуров (1881-1952), автор нескольких огромных монументов Сталину и Ленину, а также довоенного памятника С.М. Кирову в Пятигорске, создал громадную (трехметровую) статую великого поэта. Многие пушкинисты и искусствоведы не скрывали своего отрицательного отношения к ней, считая, что меркуровский Пушкин «холодная демоническая личность, отрешенная от всего живого; замкнутый в своих «недоступных» переживаниях, он торжественно выступает вперед, одетый в тяжелую длинную шинель». Этот памятник был установлен 10 февраля 1941г. перед зданием сельсовета села Большое Болдино, где некогда жил и творил А.С. Пушкин. А в послевоенном 1949г., когда в стране широко праздновалось 150-летие со дня рождения великого поэта, авторская копия скульптуры была установлена без пьедестала в выставочном зале железноводской Пушкинской галереи.
В 1995-2003гг. производилась реставрация железной галереи, которая заново открылась 4 июля 2003 года. Пушкинская галерея дошла до наших дней почти без изменений. Она заслуженно считается одним из красивейших сооружений на КМВ и является памятником архитектуры республиканского значения…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 15 авг 2011, 10:03 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
А вы были внутри?

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 15 авг 2011, 12:12 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Да, и на выставке и в театральном зале. А к чему этот вопрос?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 05 сен 2011, 18:39 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
Да просто так интересно. :-)) Я никогда внутри не был всё мечтаю попасть. :-))

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 06 сен 2011, 22:33 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Stas писал(а):
Я никогда внутри не был всё мечтаю попасть.

Обязательно побывайте там. Махните в выходной день в Железноводск, с другом или подругой, и с фотоаппаратом. Впечатлений от Железноводска будет масса, там есть что посмотреть. В крайнем случае, съездите туда из Кисловодска на экскурсию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 11 сен 2011, 20:58 

Не в сети

Зарегистрирован: 11 сен 2011, 18:47
Сообщения: 5
А я вам вот что расскажу.
Я там работал 1или2 концерта. Этим летом честно говоря был впечатлён многое осталось с тех времён когда она была построенна ( например сцена витраж) но есть и то то новое например сиденья (их там помойму 130) очень интерестно как в музее. Я даже в падвал спускался там находится кабинет директора завхоза и несколько гримёрок. Своеобразная акустика. Если стоять на сцене и спокойным голосом гооворить то будет слышно на последнем ряду. А если использовать мощную звуковую аппаратуру то будет страшный гул и низкое качество ( я думаю из за витрожей )
Кстати как мне сказали именно из за ветрожей пушкинская галерея считается летей зимой при полном отоплении холодно.
Да и финансирование такого исторического обекта требует серьёзных денег а денег хватает только на покраску. Кстати завхоз у заведения грамотный с ним пушкинская галерея будет жить!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011, 11:48 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Жека из Кисловодска, благодарю за интересный и детальный рассказ о зрительном зале Пушкинской галереи. :thumbs_up


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 13 авг 2014, 19:26 

Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2013, 10:10
Сообщения: 118
"Железноводск захватили" - http://zyalt.livejournal.com/1133856.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Пушкинская галерея
СообщениеДобавлено: 14 авг 2014, 13:38 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Александр писал(а):
"Железноводск захватили"

Довольно жесткий курортный фельетон на фоне всеобщей пропаганды в стране. Честно говоря, точно такая же картина "оккупации" наблюдается на всех курортах КМВ.
Особенно в Кисловодске, где кипит шумный и разноликий базар вокруг Нарзанной галереи и на окружающих аллеях лечебного парка. Торговцы, экскурсионные бюро, театральные афиши, народные промыслы и посредственные художники, а также птицы и звери на цепях. Все на продажу - все, что может заинтересовать курортников на отдыхе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB