Место, где было установлено изваяние Орла, - крайне примечательное в истории Горячих вод. С незапамятных времен здесь, на уступе Горячей горы, щедро струился безымянный горячий источник. В 1810 г. доктор Ф. Гааз назвал этот целебный источник Александровским в честь императора, давшего указ об открытии в этой местности курорта. У этого обильного источника были вначале сооружены деревянные Александровские и Ермоловские ванны, а затем и каменные Николаевские (ныне - Лермонтовские). На основе Александровского горячего источника возник крупный бальнеологический комплекс, благодаря которому и выросло Горячеводское селение, ставшее затем городом Пятигорском. И ныне из древней трещины, над которой стоит Орел, изливается, насыщая окружающий воздух своеобразным запахом сероводорода, могучий некогда "первоисточник" в прямом смысле этого слова. В 1900 г. новый директор КМВ В. В. Хвощинский решил разбить на исторической Горячей горе курортный парк. Весной 1901 г. была создана центральная часть парка, с аллеями и дорожками. К нему была устроена извилистая лестница в несколько маршей с белыми вазами на подпорных стенах. Архитектурную завершенность верхней площадке каменной лестницы должна была придать искусственная горка с каким-либо изваянием курортного характера. Образный сюжет этой скульптуры предложил замечательный ростовский ваятель Людвиг Карлович Шодкий, который весной 1901 г. занимался изготовлением алебастровых ваз для парка на Горячей горе. В своей модели он изобразил крупного орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею. Замысел был оригинален и не имел литературного источника, посвященного подобному сюжету, а символический смысл очевиден. Орел - сильная птица, "царь гор", в данном случае является аллегорией "здоровых сил Кавказа"(кстати, латинские слова "aqua"(вода) и "aquila" (орел) близки по звучанию). Змея же - чаще всего отвратительное и ядовитое пресмыкающее, внушающее многим людям инстинктивный страх, - аллегория болезней, которые порой неожиданно поражают человека и опасно отравляют его организм. Композиция указывает на явное превосходство Орла, и его победа над Змеей есть символ исцеления кавказскими водами опасных недугов. В конце апреля этого года готовая скульптура Орла была водружена на пирамидальный пьедестал из "рваного" камня и развернута головой в сторону пятигорского собора и Цветника. И 1 мая 1901г. при открытии лечебного сезона посетители и жители курорта впервые увидели новую скульптуру на Горячей горе. Этот день и является днем рождения символа КМВ. По-разному оценили изваяние первые зрители - некоторым, судя по газетной публикации, оно показалось уродливым. Вечером того же дня около Орла состоялась красочная иллюминация - скульптура была освещена красным бенгальским огнем. Говорили, что Управление Вод собиралось поставить электрический прожектор, чтобы в вечернее время освещенный Орел был виден издалека, но из-за скудности электроэнергии для нужд Цветника пришлось отложить этот интересный проект "до лучших времен". Судя по старым открыткам, за минувшее столетие изображение Орла не раз изменялось. На первом, более экспрессивном, изваянии голова птицы с полуоткрытым клювом была склонена в правую сторону и она хищно смотрела на змею левым глазом; крылья имели довольно большой размах. Во время революций и гражданской войны Орел на Горячей горе, изображение которого кому-то напомнило герб бывшей Российской империи, лишился головы и части крыльев. При восстановлении голова была повернута отчего-то в левую сторону. Во время Отечественной войны курортный Орел опять серьезно пострадал, из-за опасного сходства с крылатым символом Третьего рейха. "Одна граната и нет экспоната". После войны появилось новое изображение Орла, более статичного вида, который мы знаем и ныне - голова с закрытым клювом опущена вниз, изменена форма крыльев, уменьшено их оперение. Иногда его называют "мотыльком". Автором этого варианта, вероятнее всего, был местный скульптор Н.М. Хаустов. Однако непонятно, почему он не создал просто копию первого Орла, изображение которого имелось на многих открытках и фотографиях довоенного времени. По договору с Ленинградским комбинатом декоративно-прикладного искусства цементная фигура Орла на Горячей горе была заменена 15 октября 1973г. его бронзовой копией, отлитой со слепка на невских берегах. Вскоре после своего появления в 1901 г. Орел, несмотря на отмеченную неказистость, начал постепенно приобретать популярность - стали печататься первые его изображения на почтовых открытках; он появился на страницах книг, замелькал на журнальных и газетных полосах. Подобно Эйфелевой башне, которую парижане вначале ругали, как сооружение, уродующее вид города, а потом приняли как символ столицы Франции, так и Орел постепенно завоевывал право быть символом КМВ. Оптимистический образ преодоления болезней явно пришелся по душе курортникам и в советское время. Орла изображали на кружках для минеральной воды и этикетках, буклетах и фирменных знаках, копировали и тиражировали в сувенирных статуэтках. А в период утверждения официальной символики городов и региона КМВ в 1995г. Орел со змеей стал узаконенной эмблемой КМВ по принятому эскизу художника А. Плужникова. Этот образ хорошо сочетается с символикой обновленной России.
|