КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ КМВ

СТАРИННАЯ АРХИТЕКТУРА КМВ
Текущее время: 29 май 2023, 03:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Домик Лермонтова
СообщениеДобавлено: 14 окт 2011, 10:10 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
В этом доме, хозяином которого был в те годы капитан и дворянин Василий Чилаев, в 1841 году прожил последние два месяца жизни великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. После дуэли в этот дом привезли его окровавленное тело, отсюда его и провожали в последний путь.

В 1912 году Кавказское горное общество совершило сделку по выкупу домика и в последующем устроили в нем музей. В настоящий момент в нем расположился Государственный музей-заповедник Михаила Юрьевича Лермонтова.

В настоящий момент "Домик Лермонтова" единственный памятник в Пятигорске и на всей территории Российской Федерации, связанный с именем поэта и который сохранился в своем первозданном виде.
Изображение
Изображение

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Домик Лермонтова
СообщениеДобавлено: 14 окт 2011, 12:01 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Все верно.
Следует только добавить, что совсем недавно был установлен следующий интересный факт - за два года до М.Ю. Лермонтова, т.е. в 1839 году, в этом же домике провел целое лето с семьей русский поэт и литературный переводчик Дмитрий Петрович Ознобишин(1804-1877), внук греческого миллионера Варвация, подарившего КМВ ванное здание на Горячей горе. Ознобишин написал здесь целый "кавказский цикл" стихов, среди которых есть и хорошо известные на КМВ строки:
Цитата:
Здесь каждый шаг - живые письмена!
Все говорит о том, что было.

Изображение

Вот нашел в Интернете статью А.Н. Коваленко и С.В. Боглачева "Дом двух поэтов"(2005г.):
Цитата:
"Дотошные исследователи биографии Лермонтова разыскали пятигорское жилище поэта еще в середине XIX века: в начале 70-х домик подробно описал журналист П. Мартьянов, который застал в живых его владельца В. Чилаева. В 1912 году Кавказское Горное Общество открыло здесь Лермонтовский Кавказский музей, известный как «Домик Лермонтова» – сейчас мемориальная экспозиция Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова.
Но до конца 2004 года в тени оставался факт пребывания в этом доме еще одного поэта – симбирянина Д.П. Ознобишина. Так же, как и Лермонтов, Дмитрий Петрович здесь не только жил, но и создал ряд замечательных стихов. На кавказской земле оба поэта встретили и свою смерть.
Когда в 1916 году попечитель Лермонтовского музея Д. Павлов занялся сбором новых экспонатов, потомки бывшего владельца усадьбы прислали несколько драгоценных листков, изъяв их из «Памятной тетради домовладельца В. Чилаева». Этот «Имянный список квартировавших у меня лицам, с показанием полученных денег за помещении» Василий Иванович составлял для учета своих доходов. В графе «1841 год» значится: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из Санкт-Петербурга получено за весь средний дом 100 рублей серебром».
Уже много десятков лет цитируют эту запись музейные экскурсоводы, ее можно найти во многих изданиях о музее «Домик Лермонтова». И кажется невероятным, что строка, написанная Чилаевым в «Списке» немного выше, оказалась вне поля зрения как краеведов, так и музейных работников. Эта строка гласит: «1839 год. С почетного попечителя Симбирской гимназии коллежского асессора Дмитрия Петровича Ознобишина с семейством за весь средний дом 105 рублей серебром».
В те времена биография Ознобишина была изучена недостаточно глубоко, а в советское время опубликовано всего 40 его стихотворений, да и те в общем сборнике поэтов 1820-1830-х годов. Эта запись Чилаева на долгие годы была предана забвению по понятным причинам. В 2001 году был издан наиболее полный на сегодняшний день двухтомник стихов Ознобишина с биографическим очерком.
Благодаря разысканиям в Государственном архиве Ставропольского края, удалось установить дату приезда поэта на Кавказские Минеральные Воды: 7 июня 1839 года. Ознобишин отправился в путь из Симбирска вместе с супругой Елизаветой Александровной, двухлетним сыном Ванечкой, родственниками и прислугой. Они прибыли в Пятигорск, когда курортный сезон был уже в разгаре. Все квартиры в центре города уже заняли прибывшие раньше посетители Вод, вот почему Ознобишиным пришлось поселиться на окраине города, в небольшом флигельке, принадлежавшем В. Чилаеву.
Из чилаевской усадьбы через деревянную калитку можно было выйти прямо к Машуку либо, завернув за угол, по широкой и прямой улице спуститься в центр города. Маленький уютный Пятигорск с его бульваром, аккуратными домиками, прямыми улицами, окружающая природа не могли не восхитить Ознобишина. Он в полной мере отдал им дань, посвятив Пятигорью ряд прекрасных поэтических творений.
Сохранился альбом, куда поэт вписывал свои стихи разных лет, вероятно, намереваясь их опубликовать. Среди них стихи, написанные в 1839 году, которые составляют «Кавказский цикл». Часть их создана в маленьком доме на окраине Пятигорска, в том числе и строка «Здесь каждый шаг – живые письмена!», ставшая в последние годы поэтическим эпиграфом Кавказских Минеральных Вод. Она – в стихах, посвященных Пятигорску:

Пустынный край!
Здесь Дивного рука
Переворот таинственный
свершала:
Грядами гор взнеслась за облака
И на Эльбрус
порфирой снега пала.
Здесь каждый шаг –
живые письмена!
Все говорит о том,
что прежде было:
И воздух жжет,
и пар клубит волна,
И в недрах гор
кипит огней горнило.


«Живые письмена» - это не только геологическое прошлое. Ознобишин хорошо знал, что когда-то здесь бывал его дед, Иван Варваций, воспитывавший внука после смерти его родителей. Имя Варвация навсегда осталось в истории Пятигорска: Варвациевский источник, Варвациевские ванны, построенные богатым греком в те баснословные времена, когда курорт только-только зарождался. Ознобишин застал еще скромные постройки над источником, выстроенные дедом и подаренные им затем казне. Наверное, Варваций рассказывал своему осиротевшему внуку Дмитрию о чудном крае, где из недр гор вытекают горячие чудодейственные воды, о диком крае, где над скалами парят орлы, а на горизонте вечно снежные горы. И вот теперь он сам увидел это. Удивительно точную, красочную картину окрестностей Пятигорска рисует Ознобишин в стихотворении «Кавказское утро», созданном в июне 1839 года:

Люблю я кавказское утро:
тот час, как полночные тени,
Свиваясь в холодном тумане,
бегут с горной выси Машука,
Бегут в беспорядке, и след их –
как облако, странник небесный…


Читаешь эти строки и невольно думаешь о том, что, может быть, именно в это время на далеком севере, в Петербурге, другой поэт, Лермонтов вспоминал тот же край: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. Во время грозы облака будут спускаться до самой моей кровли…» За два года до приезда Ознобишина в Пятигорск, в 1837 году Лермонтов жил где-то неподалеку от усадьбы Чилаева, тоже гулял по Машуку, любовался красотой снежных вершин:

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом.


По правилам лечения на Кавказских Минеральных Водах больные, прожив около месяца у горячих источников, перебирались в Кисловодск. Ознобишин прощается с Пятигорском:

Прости, Пятигорск!
Бриллиант между скал!
Сколько раз я тобой любовался!
Как Машук твой в громах
изумрудом сверкал
И, дымясь, в облака одевался;
Как горел над тобой яркой
молнией день:
Мне казалось, в тот миг ты
был в небо ступень.
Прости, Пятигорск!
Твой вечерний закат,
Твои утра с роскошной прохладой;
Твой двуглавый Эльбрус,
снежных гор дивный ряд.
Твой Бештау, где скалы громадой;
Яхонт южных ночей,
твой полуденный зной
И вдали от меня будут
вечно со мной!


Любопытный рассказ о жизни «водяного общества» дает Ознобишин в стихотворении «Письмо Аделаиды N к Лидии В», которое впервые было опубликовано в 2001 году. Поэт описывает одну из прогулок на вершину Машука:

О! помните ль вы эту гору –
Машук, увенчанный крестом.
Когда в полуденную пору
На злачный верх ее пешком
Мы шли. В тумане солнце было
И только изредка златило
Хозрева памятник один:
Мы шли, путь краткий выбирая,
Пред нами, серебром сверкая,
Эльбрус вставал, как исполин.
Бештау с острыми скалами,
Подняв чело над цепью гор,
Дымился, обвит облаками,
И в небе утопал наш взор.
Там было тихо; ветер бурный
Не смел дохнуть на свод лазурный,
И Пятигорск у наших ног
Лежал младенцем в колыбели…


Взойдите на вершину Машука – и вы испытаете те же ощущения. Правда, давно уже нет здесь деревянного креста, поставленного каким-то больным в знак чудесного исцеления водами от недуга. Нет и памятника в честь приезда в Пятигорск в 1829 году персидского принца Хозрев Мирзы. И город, уже не в младенчестве, просторно раскинулся между горами…
Интересен дневник супруги Ознобишина, Елизаветы Александровны. Его пятигорские страницы изобилуют интересными деталями, например, зафиксирован один из балов в ресторации, прием ванн, в том числе и реакция двухлетнего Ванечки, которого погружали в горячую ванну с сернокислой минеральной водой.
Ознобишины покинули Кавказские Минеральные Воды в августе 1839 года. Прошло два года, и в маленьком домике на окраине Пятигорска поселился другой поэт, М.Ю. Лермонтов, обессмертивший Пятигорск. На его гибель Ознобишин в ноябре 1841 года откликнулся стихотворением «Две могилы», сопоставив судьбу А.С. Пушкина с судьбой М.Ю. Лермонтова.
На склоне лет, в 1877 году, поэт вновь посетил Кавказские Минеральные Воды. Он приехал в конце июня из Симбирска и остановился в Ессентуках. Давно уже не было вживых Елизаветы Александровны, солидным мужем стал Ванечка, теперь уже Иван Дмитриевич, умерла от родов вторая жена поэта. Дочь от второго брака, Елизавета, воспитывалась у бабушки. Стихи Ознобишина появлялись в печати все реже и реже. Его волновали проблемы народного просвещения, вопросы религии, он переводил псалмы. Перед отъездом домой из Кисловодска, где он продолжил лечение, переехав из Ессентуков, Дмитрий Петрович Ознобишин умер 2 августа 1877 года в результате падения из опрокинувшейся коляски. Его набальзамированное тело захоронили в Кисловодске (как когда-то в Пятигорске Лермонтова), а позже перевезли с Кавказа и перезахоронили в фамильном склепе под церковью села Китовка, прихода имения Ознобишина в Карсунском уезде (ныне территория Инзы Ульяновской области)".


Последний раз редактировалось Неполеон 14 окт 2011, 23:53, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Домик Лермонтова
СообщениеДобавлено: 14 окт 2011, 18:01 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
интересная статейка. :-)) а вот статейка о праздновании двухсотлетнего юбелея Лермонтова. :read:

Цитата:
План проведения мероприятий будет утвержден в течение одного - двух месяцев

Празднование двухсотлетнего юбилея со дня рождения поэта Михаила Лермонтова обойдется в 200 миллионов рублей. Как сообщает «Лента.Ру», эту сумму озвучил накануне, 12 октября, заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин. Ожидается, что план проведения мероприятий будет утвержден в течение одного - двух месяцев.

Деньги, пояснил чиновник, будут изысканы как из федерального бюджета, так и за счет привлечения спонсоров. Он считает, что в подготовке праздничных мероприятий должны принять участие регионы России, с которыми так или иначе были связаны творчество и жизнь поэта – в частности, Северный Кавказ и Москва.

В рамках празднования юбилея будет издан трехтомник сочинений поэта, а также альбом с его акварельными работами.

Кроме того, будет запущен мультимедийный проект – интерактивная карта связанных с Лермонтовым мест. С ее помощью пользователи смогут сравнить их вид при жизни поэта с тем, что они представляют из себя сейчас.

Лермонтов родился 15 октября 1814 года. 200-летний юбилей поэта будет праздноваться в 2014 году.

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Домик Лермонтова
СообщениеДобавлено: 14 окт 2011, 23:43 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Думаю, что львиную долю выделенных средств заберет, разумеется, Москва, где родился М.Ю. Лермонтов(точнее Гос.Литературный музей), а также музей-заповедник "Тарханы", где поэт похоронен. Ведь музейный статус "Тархан" выше, чем статус "Домика Лермонтова" в Пятигорске, которому, вероятно, достанутся только остатки. Ведь этим летом 2011 года исполнилась 170-я годовщина гибели поэта и все прошло тихо.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Домик Лермонтова
СообщениеДобавлено: 28 окт 2011, 16:37 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
Цитата:
Пишет АиФ-СК Автор:
AIF.RU

Кому принадлежала картина Лермонтова?

Отвечает руководитель комиссии по культуре Благочиния православных церквей города Пятигорска Пятигорской и Черкесской епархии, краевед Александра Коваленко :

- Картина «Крестовая гора», написанная Михаилом Юрьевичем, впервые была выставлена в Домике Лермонтова 40 лет назад. А история ее появления такова.

Великий Серж Лифарь служил в Гранд-опера, в конце 1960-х он был на гастролях в СССР и привез с собой картину Лермонтова «Крестовая гора». Привез на реставрацию. Выполнял ее известный мастер, Дмитрий Корин. А перед отъездом отреставрированное полотно Лифарь передал в Главное архивное управление при Совете Министров. С одним условием: где бы ни экспонировалась картина, в аннотации должно быть упомянуто его имя. Стараниями известнейшего искусствоведа Ильи Зильберштейна, часто бывавшего за границей и знавшего Сержа Лифаря, картина была передана Домику Лермонтова. В 1971 г. полотно было выставлено в музее. С учетом того самого пожелания, что высказал в свое время «король балета».


У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB