Беседка со "Стеклянной струей" и "Зеркальным прудом" являются символом Кисловодского курорта. Вот удивительно поэтичная фотография Михаила Кононова, напоминающая осенние пейзажи Левитана:
А история появления этого небольшого архитектурного шедевра на этом месте довольна сложна и в чем-то прозаична. В "Архитектуре старого Кисловодска" ему посвящен довольно большой очерк:
Цитата:
Удивительный по красоте прозрачный пруд сложной формы с небольшим павильоном, который отражается в зеркале его воды, уже более века привлекает к себе внимание посетителей Нижнего парка.
С давних пор на правом берегу Ольховки существовал пресный родник, который из-за своей постоянно низкой температуры получил название Семиградусного (по Реомюру или 9°С) источника. Местные жители использовали его воду для приготовления пищи. В 1840-х годах некоторые врачи стали считать этот родник целебным и рекомендовали больным пить его и даже принимать ванны. В середине XIX века при Семиградусном источнике была построена небольшая деревянная купальня с одной ванной. В конце 1860-х годов, по указанию директора Вод С.А. Смирнова эта купальня была перестроена, расширен её бассейн и сделан новый деревянный пол. Французский гидротехник Жюль Франсуа, критически осмотревший кисловодский курорт в 1874 г., в своем отчете рекомендовал администрации Вод улучшить купальню Семиградусного источника, сделав в ней холодные души. Однако охотников купаться в холодной родниковой воде было по-прежнему немного. В 1870-х годах у источника был устроен водосборный бассейн - пруд с «каменной передней стенкой, оштукатуренной цементом», в которой была сделана ниша с водопадом, для слива избыточной воды.
Летом 1889 г. рядом открыли новую купальню с проточной водой речки Ольховки, которая была значительно теплее Семиградусного источника и зависела от времени года. Новая речная купальня с просторным бассейном приобрела большую популярность среди посетителей, а старый бассейн Семиградусного источника, мало посещаемый публикой из-за низкой температуры, был вскоре упразднен.
С середины XIX века южнее западного конца пруда Семиградусного источника (в 25м. на северо-восток от колодца источника) росла липа, вокруг которой около 1875 г. была поставлена искусно сделанная чугунная скамейка, предположительно, по эскизу зодчего Н.И. Невинского. По преданию, на этом месте близ холодного пруда любил в жаркие летние дни отдыхать Великий Князь Михаил Николаевич Романов, кавказский наместник с 1863 до лета 1881 года. Известно также, что он посещал Кисловодск в 1873, 1875 и 1880 годах. С того времени скамейка у липы получила название Великокняжеской (не сохранилась).
Небольшой пруд при Семиградусном источнике с его красивым водопадом всегда привлекал к себе значительное количество публики. У стенки пруда была устроена каменная лестница. Позади водопада на приступке обычно ставился букетик цветов, чтобы можно было воочию оценить кристальную прозрачность струи. Вид каскада и зеркальная поверхность самого пруда представляли собой красивое зрелище. Однако в 1893 г. администрация Вод решила уничтожить прудик, который, якобы, служил источником местной лихорадки. Тогда постоянные посетители Кислых Вод и сезонные врачи обратились с коллективной просьбой к Правительственному Комиссару о сохранении красивого прудика со «стеклянной» струей. В 1895 г. было решено укрепить земляную насыпь и возвести у пруда небольшую беседку с эффектным водопадом.
К открытию сезона 1896 г. над водопадом у пруда была устроена кирпичная сень в виде беседки по оригинальному проекту главного архитектора КМВ И.И. Байкова, которая образовала небольшой парковый ансамбль “Стеклянная струя”, включающий в себя пруд и водопад. Архитектурный стиль беседки соответствует стилю Нарзанной галереи, как-бы являясь его частью.
Парковый кирпичный павильон был выполнен в неоготическом стиле. Крестовый свод с нервюрами образован четырьмя стрельчатыми арками, которые опираются на мощные кирпичные столбы. Окраска светлой кирпичной кладки темными полосами придавала сооружению черты мавританского стиля. Беседку украшали разноцветные витражи в арках и металлические остроконечные ажурные навершия арок и центра крыши. Крыша беседки была покрыта железом, а пол выстлан мозаичными плитками “в коврик”. Для стока дождевой воды на вершинах столбов были поставлены лепные готические гаргули в виде фантастических существ, из пасти которых лилась вода. В летнее время с четырех сторон беседки вешались полотняные навесы на ажурных кронштейнах для увеличения площади прохладной тени. С западной и восточной сторон беседка была отделена железной оградой строгого “готического” рисунка.
С западной стороны павильона находится накопительный бассейн в виде пруда вытянутой неправильной формы и наклонным дном. Над прудом живописно нависали ветви прибрежных кустарников и деревьев. С восточной стороны павильона была сделана мощная подпорная серповидная стена из тесаного камня, на краях которой находились пьедесталы с декоративными вазами. Удивительно чистая вода из наполненного пруда проходила по широкому лотку, устроенному под беседкой, и падала с восточной стороны стены необыкновенно ровной широкой струей, создающей впечатление расплавленного стекла. Отсюда происходит название водопада Семиградусного источника и беседки над ним. Водопад был огражден высоким тесовым цоколем. Под каскадом сделаны железные кронштейны для установки на них полочек с декоративными цветами.
В начале XX века каскад по вечерам эффектно подсвечивался разноцветными электрическими лампочками. В 1903г. Семиградусный источник был каптирован с целью проведения воды из него в Новый (Верхний) парк и для барачной гостиницы “Красные камни”. Спустя семь лет при источнике по проекту архитектора И.И. Байкова было сооружено капитальное здание водокачки (ныне – насосная станция). В 1912 г. Курортный комитет по инициативе местного доктора К. Барта собирался устроить для развлечения посетителей парка небольшой канатный подъемник от «Стеклянной струи» до Царской площадки.
В годы Гражданской войны «Стеклянная струя» утратила цветные стекла витражей. Только после Отечественной войны, в начале 1950-х годов была произведена реконструкция ансамбля «Стеклянная струя». Новое бетонное ложе Зеркального пруда украсили гипсовые статуи спортсменок и вазы с цветами. В 1990-1991 годах обветшавшая кирпичная беседка была полностью обновлена по проекту архитектора И. Казанской. Она была заново сделана из монолитного железобетона и облицована блоками из доломита. Пол выложен плитами, воссозданы цветные витражи. Решетки и вазоны также выполнены заново.
Еще в 1950-х годах от «Стеклянной струи» до Ольховки на линии водостока был сделан каскад с небольшими бассейнами, в которых установлены небольшие скульптуры детских фигур, тонированных под бронзу. Летом 2004 г. этот каскад был обновлен. С первых лет существования «Стеклянной струи» возникла негласная традиция среди курортников бросать в Зеркальный пруд монетки для того, чтобы вернуться в эти места.
Таким образом, современный бетонный павильон, облицованный каменными плитами, только в основных чертах напоминает ту старинную, кирпичную беседку "Стеклянная струя", построенную в 1896 году. Да, старинный кирпич близ воды продержался почти 110 лет. Разумеется, к памятникам архитектуры современный павильон относится уже не может. А прежнюю кирпичную беседку можно увидеть лишь на старых фотографиях на протяжении всего ХХ века.
Интересное дополнение по теме. Пятигорский краевед А.Н. Коваленко в конце ХХ века обнаружила в Ставропольском архиве чертежи петербургского архитектора И. Шарлеманя(1822г.), предназначенные для Кислых Вод, но которые не были реализованы братьями Бернардацци. Один из этих чертежей предназначался для постройки на Кислых водах "отхожего места"(т.е. туалета типа "сортир"), который был украшен небольшим готическим порталом с двумя деревянными дверями. Внешне этот портал напоминает фасад готической беседки "Стеклянная струя", хотя имеет ряд незначительных отличий. Однако, это дало основание А.Н. Коваленко выдвинуть предположение о том, что в 1895-1896 годах беседка "Стеклянная струя" была построена не по оригинальному проекту И.И. Байкова, а на основе указанного чертежа зодчего И. Шарлеманя 1822 года, который в то время хранился в архиве Управления КМВ.