КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ КМВ

СТАРИННАЯ АРХИТЕКТУРА КМВ
Текущее время: 28 мар 2024, 15:28

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Зодчий Вильям-Самуил Уптон
СообщениеДобавлено: 13 авг 2011, 12:08 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
Его полное имя - William-Samuel Upton. Точная дата рождения Вильяма-Самуила Уптона неизвестна, его биографы указывают разные годы. Назвать Самуила Уптона квалифицированным "архитектором" или "инженером" сложно, так как ни архитектурного, ни инженерного образования в соответствующем учебном заведении он не получил. Его главным учителем и наставником был отец - английский гражданский инженер Джон Уптон. Так что, Самуил прошел полный курс наук в домашней академии архитектуры и гражданской инженерии. А практика, под неусыпным контролем отца, была значительная. Это и сделало из Самуила Уптона опытного практика-инженера, который по воле наместника кавказского и известного англомана М.С. Воронцова стал архитектором КМВ, и за все свои "художества" на КМВ по настоятельной просьбе своего патрона - князя М.С. Воронцова - был удостоен звания академика архитектуры от Академии Художеств. Однако, уже после смерти своего благодетеля, неудачное строительство Спасского собора в Пятигорске подвело С. Уптона "под монастырь". Он вынужден был покинуть КМВ и осесть во Владикавказе, где и провел в трудах и заботах остаток своей жизни. Он автор герба города Владикавказа, который до сих пор является эмблемой этого города.
Вот что написано о нем в "Архитектурах" старых курортов КМВ и разных статьях:
Цитата:
"УПТОН /Upton/ Самуил Иванович (ок.1814-1874) - англичанин, архитектор КМВ в 1846-1864 годах. Родился в городке Девентри английского графства Нортгемптоншир. Сын инженера Джона (по-русски - Иван Ивановича) Уптона (ок. 1774-1853), инспектора дорожного строительства. Летом 1826 года инженер Уптон, обвиненный в казнокрадстве, с семьей бежал в Россию, где по Высочайшему повелению был зачислен на службу и определен в Севастополь. В 1832 г. Самуил Уптон начал трудовую деятельность. Постоянно находясь при отце, который заслужил чин инженер-полковника, и работая его помощником, Самуил приобрел практические навыки и необходимые познания в архитектуре, инженерном деле и гидравлике. Вместе с отцом он участвовал в строительстве знаменитого Воронцовского дворца(по проекту англ.арх. Э. Блора) в Алупке, в Севастополе строил водопровод и сухие доки. В 1838-1840гг. Самуил работал даже городским архитектором Севастополя. Затем строил в Одессе(мосты и пр.). С весны 1842г. по осень 1845г. был гражданским архитектором Нового Адмиралтейства в Севастополе. По предложению Наместника Кавказа М.С. Воронцова был назначен 12 ноября 1845г. архитектором КМВ. Приехал в Пятигорск в начале 1846г. На КМВ ремонтировал и перестраивал старые и сооружал новые казенные здания, разбивал парки, строил мосты и водопровод. В Пятигорске С.Уптоном построены Михайловская и Елизаветинская галереи, Николаевский вокзал в Цветнике, Теплосерные ванны, гастрольный Театр и частный дом Мисостова на Театральной ул.(ныне - ул.Бернардацци), пятигорский водопровод, виадук в Емануельевском парке и пр. В Кисловодске по его проектам сооружены Нарзанная галерея, Сывороточное заведение, особняк Скаржинского, набережная реки Ольховки и Воронцовский мост через нее, заново обделан колодец Нарзана, капитально перестроены местная Крепость, Казенная Ресторация и грот с лестницей при ней, сделан Каменный мост через Подкумок на улучшенной кисловодской дороге. В Ессентуках к его работам относятся первые капитальные постройки нового курорта - галерея источника №17 и Серно-щелочные ванны. В Железноводске по его проектам сооружены деревянная галерея у источника №8, здания ванн при источниках №№5 и 6, Завадовские и Муравьевские ванны, а также каменное здание Барятинских ванн. В своем творчестве Самуил Уптон преимущественно использовал стиль английской готики с элементами мавританского стиля, а также стиль итальянского возрождения. Летом 1864г. переехал во Владикавказ, где до 1871 г. работал архитектором городской управы. Затем вернулся на государственную службу и стал областным архитектором Терской области. В этой должности С.Уптон прослужил до 1874г., когда вышел в отставку в чине коллежского советника(6-й класс), дававший право на потомственное дворянство. Он автор герба Владикавказа, утвержденного императором 31 марта 1873 года. В декабре 1874г. Самуил Иванович Уптон скоропостижно скончался и был похоронен на городском кладбище во Владикавказе(могила с надгробием утрачены). В Пятигорске с 1850г. существовал особняк Уптонов на краю Горячей горы, который с годами расширялся, превратившись в большое доходное сооружение для сдачи жилья посетителям(Верхний и Нижний Уптон)".


А для тех, кто хоть немного рубит по-английски, интересные сведения об отце нашего зодчего Вильяма-Самуеля Уптона - гражданском инженере и строительном подрядчике Джоне Джоновиче Уптоне:

Цитата:
John Upton (ca 1774 - 1853) was born in Petworth, Sussex, England. He was a civil engineer and contractor working on roads, canals and ports first in England and later in Russia. His father, John Upton, was a surveyor to the George Wyndham, 3rd Earl of Egremont at Petworth House. The Earl took a great interest in road and waterway improvements. It seems probable that the young Upton gained basic engineering skills partly from his father and from working on schemes sponsored by the Earl. In 1815 he was working on the stalled project to build a canal from Gloucester to join the river Severn at Berkeley. He published a plan, that the canal should join the river at Sharpness rather than Berkeley - a plan that was eventually adopted. He was also working as a construction contractor, principally in South Wales. By 1819 he had become surveyor for part of the London to Holyhead road running from Stoney Stratford, near Milton Keynes, to Dunchurch, Warwickshire under the overall direction of Thomas Telford who seems to have had a high regard for Upton's engineering skills. In 1818 he was dismissed from the Gloucester and Sharpness canal project for improper procurement of construction materials. An audit of the Dunchurch road construction work in early 1826 showed that he had defrauded the project of over £1000. He was charged to appear at Northampton Assizes but was allowed bail. The day before his trial in July 1826 he absconded and made his way to the Russian legation in London who were keen to recruit engineers for their Black Sea expansion. Upton's assistant, Clement Clarke, stood trial but was sentenced to a modest 6 months imprisonment because he worked under direction. Not only had Upton defrauded the road project but he had also obtained £3000 from his wife's relations which he did not repay and had defaulted on his franchise for the Daventry post office leaving his surety to pay £300. Upton, now known as Ivan Upton, was able to make Sevastopol harbour accessible to large ships where others had failed. He designed the water supply, road layout and many features of Sevastopol town and harbour including the Grafskaya Quay. He had been commissioned as an engineering officer and rose to the rank of Colonel Engineer. In Odessa he built the Potemkin Stairs designed earlier by a Russian architect. In Russia he was assisted by his son William Samuel who went on to become an architect and Russian academician. During the Crimean War the younger Upton was held for a short time by the British military who hoped he would reveal details of Sevastopol harbour defences.


Особенно интересно последнее предложение, где говорится во время Крымской войны 1853-1856 годов английская военная разведка связывалась с нашим Самуилом Уптоном, надеясь, что он сообщит "родной армии" важные сведения об оборонительных сооружениях Севастопольского порта. Но, судя по всему, российский академик Самуил Уптон ограничился благородным молчанием.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Зодчий Вильям-Самуил Уптон
СообщениеДобавлено: 14 авг 2011, 22:39 
Аватара пользователя
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 24 апр 2011, 14:37
Сообщения: 644
Откуда: Кисловодск
ух ты даже по английски написали. Спасибо. :)

Кисловодские соуружения построеные по его проектам очень красивые, но далеко не идеальны в то время была острая нехватка строителей или их не было вовсе, строили солдаты.

_________________
«Много было примеров самого грубого уничтожения весьма ценных предметов, имевших большой научный интерес. Григорий Николаевич Прозрителев (1849 - 1933)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Зодчий Вильям-Самуил Уптон
СообщениеДобавлено: 14 авг 2011, 23:11 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 06 авг 2011, 00:23
Сообщения: 703
В середине Х1Х на КМВ появились первые подрядчики, нанимавшие для очередной постройки местных мастеровых и пришлых крестьян.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB