КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ КМВ

СТАРИННАЯ АРХИТЕКТУРА КМВ
Текущее время: 28 мар 2024, 23:10

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: КУРОРТНАЯ АРХИТЕКТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА НА КМВ
СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 15:22 

Не в сети

Зарегистрирован: 16 сен 2011, 19:22
Сообщения: 103
КУРОРТНАЯ АРХИТЕКТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ

Вячеслав ЯНОВСКИЙ // Инновационные факторы устойчивого развития туристско-рекреационных территорий: Материалы VII международного конгресса. Т.1. Пятигорск: Вестник Кавказа, 2013 - С. 174-186.


В любой стране курорт или иная рекреационная территория занимает особое место в пространстве общественного бытия. Курорт всегда должен быть таким уголком, где все настраивает на отдых, радует глаз. Как уже доказано, эстетическое удовольствие, получаемое человеком посредством органов зрения, слуха, осязания, обоняния – содержит в себе немалое лечебное и оздоровительное значение. Поэтому на курортах всегда очень интересным, иногда причудливым образом находят отражение и реализацию различные достижения человеческой цивилизации. В том числе и то, что принято называть «застывшей музыкой» - т.е. ее величество архитектура.
Конец XIX - начало ХХ вв. в России это удивительное время, когда в сжатые сроки страна переходила на новый уклад общественных отношений – капиталистический. Невиданными прежде темпами развивались наука и техника, а что особенно важно – средства коммуникации и пути сообщения. Россия все больше включалась в бурный поток мировых социальных, экономических, политических процессов. Не могла оставаться в стороне и сфера искусства. Оно вдруг в одночасье отошло от сложившихся в XVIII – середине XIX столетия канонов и традиций и перешло в состояние постоянного поиска новых форм и методов, находя выражение в великом множестве течений и направлений. Все это многообразие составило сокровищницу, которую мы теперь именуем Серебряным веком русской культуры. Архитектура как синтез искусства, науки и техники в полной мере выразила тот всплеск, который произошел во всех сферах жизни российского общества на рубеже веков.
В России рубежа XIX-XX вв. господствовали такие направления и стили как эклектика, «модерн» и неоклассицизм. Эклектика второй половины XIX столетия, так называемая «александровская», обрела колоссальную популярность и нашла широкое применение в строительстве зданий самого различного назначения. Популярность эта хорошо отражала то, что мир «расширился» для довольно большого числа людей. Представители имущих классов, теперь уже не только дворянства и купечества, но и огромного числа представителей разночинной интеллигенции стали чаще ездить по миру, а затем пытались воссоздать на родине облик виденных ими в заграничных путешествиях и полюбившихся зданий. Даже если это не было точным копированием, то все равно подражание стояло в основе применения данного архитектурного направления. Эклектика в русской архитектуре того периода была представлена такими стилями как неоренессанс, неоготика, необарокко, неомавританский, неовизантийский и псевдорусский стили. Наиболее крупными представителями «александровского» этапа в истории эклектики стали Константин Быковский, Александр Каминский, Роман Клейн, Альфред Парланд, Николай Померанцев и Дмитрий Чичагов.
Со второй половины 1870-х гг. на курортах Кавказских Минеральных Вод (КМВ) начинается бурное строительство, которое достигнет своеобразного пика примерно в 1900-1914 гг. Это было связано с тем, что по Северному Кавказу прошла железная дорога, и кавказские курорты отныне стали во много раз доступнее жителям различных частей Российской Империи, нежели это было прежде. Одной из старейших эклектичных построек того времени стала частная гостиница «Парк» в Кисловодске (ул. Коминтерна, 6), принадлежавшая семье казачьего генерала Ильи Сафонова и которую затем унаследовал его сын – выдающийся дирижер и пианист Василий Сафонов. Здание выдержано в стиле неоренессанса, но содержит элементы неоклассицизма. Постройка его относится к рубежу 1870-1880-х гг. Архитектор неизвестен.
Другой яркой эклектичной постройкой тех же лет стала кисловодская вилла «Мавритания» вдовы сенатора Ольги Башкировой-Барановской. Роскошное здание было выстроено в модном в ту пору неомавританском стиле. Композиция фасадов симметричная. Здание было увенчано куполом, украшенным мозаикой. Автором проекта считают Терского областного архитектора Владимира Грозмани. Причудливой архитектуры здание сразу стало излюбленным объектом фотосъемки. Кажется ни один фотограф того времени не оставил без внимания нарядную виллу. Имеются сведения и о том, что выстроенная в восточном духе «Мавритания» была замечена самим эмиром Бухары, который затем неоднократно останавливался здесь. Возможно, что по этой причине нынешняя улица Коминтерна, на которой располагалось здание, называлась в начале ХХ в. Эмировской. К сожалению, вилла не сохранилась, поскольку была снесена в начале 1980-х гг. при расширении близлежащего санатория.
Несколько более поздним, но также выдержанным в неомавританском стиле памятником курортной архитектуры стали Островские Ванны в Железноводске (ул. Ленина, 50). Окна здания, выстроенного в 1891-1893 гг. петербургским зодчим Павлом Сюзором, обрамлены орнаментом в арабском стиле. Вытяжным трубам придан облик легких минаретов.
Еще одной железноводской постройкой, сочетающей в себе композицию и элементы мавританского и среднеазиатского зодчества, стал возведенный к 1913 г. дворец эмира Бухары Сеид-Алим-Хана (ныне санаторий им. Э. Тельмана). Автором проекта выступил тогда еще не достаточно широко известный, но впоследствии ставший маститым теоретиком и практиком градостроительства, Владимир Семенов. Из мавританского зодчества позаимствовано оформление оконных проемов и балкончиков. От среднеазиатского – облицовка фасада глазурованными плитками.
К началу ХХ столетия относится также одна выдающаяся «ориентальная» постройка в Кисловодске – здание Главных Нарзанных Ванн (Курортный бульвар, 4). Выстроенное в 1901-1903 гг. по проекту инженера Андрея Клепинина, здание богато украшено скульптурными и рельефными изображениями в духе средневекового индийского зодчества. Прекрасные керамические панно выполнены в мастерской мамонтовской усадьбы «Абрамцево». Однако эклектичность характера постройки подтверждается тем, что лестница северного крыла здания содержит явные элементы романского зодчества, которые чужды средневековой индийской архитектуре, но были прекрасно увязаны с ней в облике этого здания инженером Клепининым.
В то же время не следует считать, что увлечение Востоком у зодчих на курортах КМВ было столь велико, что достижения западной архитектуры были забыты. Архитекторы, безусловно, обращались и к европейским архитектурным стилям. Ярким образцом неоренессанса стало здание Курзала Владикавказской железной дороги, открытое в 1896 г. (ныне – Федеральная филармония на КМВ) Облик этой величественной постройки имеет много общего со знаменитым казино в Монте-Карло, только лишено лепных украшений.
Атрибуты средневекового западноевропейского зодчества, такие как, например, фахверк также широко использовались на курортах. В этом ряду следует назвать такие постройки первого десятилетия ХХ в. как здание отделения Механотерапии в курортном парке Ессентуков (1902 г. архитектор Иосиф Зелинский), а также «романтические замки» в Кисловодске – дача доктора Карла Барта (просп. Дзержинского, 16), дача нефтепромышленника Цатурова (ул. Володарского, 2), дача «Орлиное гнездо» Зоммер (ул. С. Перовской, 41). Явные элементы готики и романского стиля использованы в композиции и оформлении дачи «Светлана» Васильевой (ул. Б. Хмельницкого, 3), дачи купца Александрова, известной также как «дворец нефтепромышленника Мухтарова» (на территории санатория «Долина Нарзанов»), дачи «Прогресс» Михайлова (снесена в 2010 г.) и др. «Причудливые замки» были на курортах очень модны. Доктор архитектуры Борис Мержанов определял данное архитектурное направление как «романтическую эклектику». Автором проектов многих из таких «романтических замков» стал кавминводский зодчий Эммануил Ходжаев, который также не остался в стороне от влияния стиля «модерн».
Наконец, следует сказать о псевдорусском стиле. Образцов его на курортах КМВ немного, но они все-таки есть. Наиболее ярким среди них является дача М.З. Гориной в Кисловодске (Бородинский пер., 4), известная тем, что в 1920-1924 гг. здесь жил будущий писатель и нобелевский лауреат Александр Солженицын. Несмотря на дороговизну древесины, не только ажурные резные балкончики, но и целый ярус башенки-«колокольни» были и являются в настоящее время деревянными. Также в псевдорусском стиле выстроены здание церковно-приходской школы в Пятигорске (просп. Кирова). Элементы псевдорусского стиля использованы при оформлении фасадов дачи купчихи Ушаковой (ныне музей «Дача Ф.И. Шаляпина») в Кисловодске. Последнее здание выстроено по проекту Эммануила Ходжаева в 1902-1903 гг. В то же время мы не можем сказать, что бывшая дача Ушаковой – образец псевдорусского стиля. Все четыре фасада – разные и каждый заслуживает внимания, каждый обладает какой-то своей «изюминкой». И на каждом фасаде представлены элементы различных стилей, в том числе и «модерна».
Вообще следует заметить, что эклектика буквально господствовала в курортной архитектуре КМВ практически до 1910-х гг., а яркие образцы «модерна» и неоклассицизма до той поры были единичны.
Стиль «модерн» - одна из визитных карточек рубежа XIX-XX вв., пришел в Россию из Европы. У него множество названий: «ар-нуво», «тиффани», «югендстиль», «сецессион» и др. Одним из пионеров «модерна» стал бельгийский архитектор Виктор Орта (1861-1947). Главные особенности: отказ от прямых линий и замена их волнистыми и «текучими», широкое использование новых материалов (металл, стекло, а затем – бетон и железобетон), большой интерес к декоративно-прикладному искусству (резьба по дереву, художественная ковка, керамика, стеклодувное ремесло и пр.). В России наиболее видными мастерами «модерна» стали Лев Кекушев, Федор Шехтель и Федор Лидваль.
Ярких образцов стиля «модерн» на КМВ очень немного. В основном местные зодчие синтезировали его с элементами других стилей. Так что архитектурная эклектика господствовала и здесь. Вероятно, «модерн» полюбился более всего наиболее прогрессивной части имущих россиян, внимательно следившей за новейшими тенденциями европейской моды. Поэтому вполне закономерно то, что модернистских построек больше всего было в столичных и губернских городах. Курорты хотя и привлекали столичную публику, заимствуя отдельные атрибуты столичной жизни, но в целом не уходили от своей провинциальной сущности. Еще одной возможной причиной слабого распространения «модерна» в его, так скажем, классическом проявлении – индивидуальная направленность. Будучи стилем в какой то мере эпатажным, «модерн» лучше всего мог найти реализацию при строительстве индивидуального жилья. Он лучше всего отражал реально или мнимо, но все-таки индивидуальность владельца особняка, квартиры. На КМВ лишь немногие особняки строились исключительно для проживания владельца и его семьи. Курорт жил за счет сдачи внаем комнат и квартир. А здесь следовало по возможности соответствовать вкусам достаточно широкой прослойки общества. Недаром, «модерн» доходных домов (столичных или курортных – не столь важно) более сдержан и менее эпатажен, нежели «модерн» частных особняков (например, особняка купца Рябушинского на Малой Никитской в Москве)
Одним из немногих образцов «чистого модерна» на КМВ является бывший особняк подрядчика Миклашевского на территории санатория «Долина Нарзанов» в Кисловодске. Двухэтажное здание возведено около 1908 г. по проекту неизвестного архитектора. Все в оформлении фасадов соответствует канонам стиля. Это и «текучие» линии декора фасадов, кованых решеток балкона, вставки керамической плитки в качестве украшения фасадов и, наконец, бетонные тумбы с женскими головками. Кстати, при строительстве зданий в стиле «модерн» широко использовались новые строительные материалы, такие как бетон и железобетон.
Образцами стиля «модерн» так же являются доходные дома купца Тер-Погосова и Ходжаева. Первый находится в Кисловодске по просп. Мира, 12. Выстроен он был в 1905-1909 гг. по проекту архитектора Эммануила Ходжаева. Декор фасадов этого дома весьма сдержан. Больший интерес представляют оконные и дверные проемы, а также балконные решетки. Примечательно, что в доме, называвшемся «Реккордъ», находились автономные электростанция и котельная. Очень много общего с домом «Реккордъ» имеет доходный дом Ходжаева в Пятигорске (просп. Кирова, 27). И выстроен дом тогда же – в 1909 г. Проектировал дом также Эммануил Ходжаев, который одновременно являлся его совладельцем.
В стиле «модерн» выдержано здание казначейства в Пятигорске (просп. Кирова, 60), построенное в 1908 г. по проекту архитектора Андрея Кузнецова. В облике постройки сочетаются огромные, аскетично оформленные оконные проемы и декор главного фасада, который навевает некоторые ассоциации с дачей Миклашевского в Кисловодске.
Остальные постройки, хотя и в различной степени, но все же эклектичны. Среди них особняк братьев Тиц в Пятигорске (бульв. Гагарина, 8), выстроенный в 1908 г. по проекту архитектора Э.Б. Ходжаева. От «модерна» здесь оконные проемы причудливых форм. А в остальном композиция здания вызывает ассоциации с зодчеством средневековой Европы, пусть и в более современной интерпретации. Наличие выдержанной в классическо-ренессансном духе лепнины не позволяет назвать в чистом виде модернистским особняк чиновника Мациевского в Пятигорске (просп. Кирова, 57), хотя кованая решетка балкона и керамические панно, выполненные в местной мастерской Калмыкова являются атрибутами именно «модерна». Предполагают, что особняк был построен в 1915 г. по проекту зодчего Андрея Кузнецова.
Черты «романтической эклектики» вкупе с явными атрибутами «модерна» в декоре фасадов и оформлении балконных решеток, мы можем усмотреть в здании бывшей кофейни Гукасова в Пятигорске (1908 г. архитектор Сергей Гущин). На синтезе «модерна» и других стилей построены композиция и декор еще нескольких замечательных зданий КМВ. Это дача казачьего полковника Зимина в Ессентуках (известная как «Орлиное гнездо»), расположенная по адресу: ул. Анджиевского, 7. В этом же ряду можно назвать «Дачу Путята» в Кисловодске (ул. Желябова, 17) и др. Эти здания относятся к рубежу 1900-1910-х гг.
Отдельно следует коснуться так называемого «классицизированного модерна». На КМВ существует только несколько примеров таких построек, в то время как в Петербурге и Москве их очень много. Отличительная особенность зданий в данном случае – симметричность композиции, что не было свойственно «модерну» на пике его расцвета. Декор фасадов если не отсутствует вовсе, то весьма сдержан, аскетичен. Оконные проемы строги и представляют собой прямоугольник. Практически отсутствуют «текучие» линии, за исключением балконных решеток или кронштейнов. Появление таких зданий, вероятно, отражало усталость от пышности эклектики и, утонченной изысканности, но в то же время сложности и асимметричности «модерна».
Среди построек Пятигорска к образцам «классицизированного модерна» относится бывшее здание отделения Азовско-Донского банка, выстроенное в 1916 г. по проекту Андрея Кузнецова (просп. Кирова, 33). Оценку проекта произвел лично прибывший в Пятигорск зодчий Федор Лидваль. Композиция здания симметрична. Присутствуют некоторые элементы декора, присущие классицизму. Оконные проемы прямоугольные и строгие. С данным проектом в некоторой степени можно соотнести бывшую дачу А.Б. Малхасянц в Кисловодске (ул. С. Перовской, 5) с такими же строгими прямыми линиями и практически полным отсутствием декора на фасадах. К сожалению, автор проекта и дата постройки неизвестны.
Вся роскошь «классицизированного модерна» нашла отражение в облике здания Всесословного клуба в Пятигорске (ныне – Пятигорский театр оперетты; просп. Кирова, 17), выстроенного в 1915 г. При относительно небогатом лепном декоре, внимание на себя обращают роскошные керамические панно, украшающие главный фасад здания. Композиция здания асимметрична, как и подобает постройкам в стиле «модерн».
Уникальным памятником «классицизированного модерна» является бывший особняк нефтепромышленника Арутчева на ул. Авиации, 23 (ок. 1915 г., архитектор неизвестен). Здесь модернистская асимметрия сочетается с классическим («греческим» и «римским») декором. Примечательны колонны и пилястры дорического и ионического ордера с каннелюрами, какие более на КМВ нигде не встречаются.
К началу Первой мировой войны «классицизированный модерн» стал стремиться к аскетизму декора и полному избавлению от «текучих» линий. Это фактически обозначило зарождение конструктивизма и функционализма, хотя формально об этих стилях можно говорить только с 1920-1930-х гг. К наиболее крупным архитекторам, которые еще тогда как бы обозначили этот переход, относились мастера «северного модерна» Федор Лидваль и Алексей Бубырь. Любопытнейшим образцом позднего «модерна», практически переходящего к функционализму и конструктивизму, является собственная дача «Баталинская» инженера Феофила Свирчевского в Ессентуках (ул. Баталинская, 17). Здание строго симметрично, практически лишено декора. Оконные проемы прямоугольные и одно в виде многоугольника. Строительный материал – железобетон. Дата постройки – 1913 г. Приближается к даче Свирчевского аскетизмом декора и бывшая дача «Колхида» купца Зипалова в Ессентуках (ул. Менделеева, 22). Здание выстроено между 1911 и 1914 гг.
Параллельно с эволюцией «модерна» в России начала ХХ в. наметилась и иная тенденция в развитии архитектуры. К 1910-м гг., когда общество уже несколько «устало» от модного «модерна», начался очередной этап увлечения классицизмом, который так и манил к себе, олицетворяя бессмертное наследие Античности и эпохи Возрождения. Так выработалось стилевое направление, которое называют неоклассицизмом. Оно было связано с обращением к традициям русского классицизма, ампира и барокко. Для курортных мест неоклассические постройки были едва ли не самым лучшим вариантом. Радующие глаз гармоничные пропорции, симметрия, простор и величие. Все это сочетали в себе такие здания. В столичных городах в этом направлении работали архитекторы Иван Жолтовский, Владимир Щуко, Александр Дмитриев, Николай Лансере, Мариан Перетяткович, Андрей Белогруд, Иван Фомин. На КМВ неоклассицизм пропагандировали такие архитекторы как Николай Семенов и Евгений Шреттер.
Среди наиболее ранних неоклассических построек необходимо отметить здание Верхних Минеральных Ванн (бывшие Николаевские ванны), которое было возведено к 1898 г. по проекту Николая Дмитриева и Бронислава Правдзика. Постройка симметрична, лепной декор выдержан в классическом духе. Присутствуют треугольные фронтоны, столь излюбленные зодчими классицизма.
Самыми великолепными образцами неоклассицизма на КМВ можно считать Пятигорскую и более всего - Ессентукскую грязелечебницы. Первая была выстроена в 1913 г. по проекту столичного зодчего Мариана Перетятковича и названа Романовской в честь 300-летия Дома Романовых. Симметричное здание столь велико, что занимает практически целый квартал. Колонны строгие и массивные, выполнены из местного камня. Фасады украшены масками в античном стиле. Гораздо богаче, можно даже сказать – роскошнее, украшена Ессентукская грязелечебница им. Н.А. Семашко (1915 г., архитектор Евгений Шреттер). Здание выстроено из доломитизированного известняка. Широко использовались бетон и железобетон. Стоит заметить, что в основании здания находится огромная монолитная железобетонная плита. На стенах фасадов присутствуют рельефы, маски в римском стиле. В центре главного фасада – величественный портик с колоннами ионического ордера. Кровля – черепичная, как это было принято в античное время. Перед главным фасадом – две большие скульптуры римского бога Эскулапа и богини Гигиеи. Многие оконные проемы представляют собой модную в Древнем Риме полуциркульную арку. Своим обликом лечебница была призвана как бы воссоздать атмосферу древнеримских бань (терм), которые являлись средоточием культурной жизни общества того времени и одновременно служили оздоровлению.
Немало замечательных образцов неоклассицизма подарил Кисловодску и Ессентукам замечательный зодчий начала ХХ в. Николай Семенов. В курортных парках и сейчас можно видеть выстроенные по его проектам между 1908 и 1914 гг. бюветы минеральных источников (Ессентуки), торговый павильон «Подкова», Казенную кофейню (известна более как «Колоннада»), беседку «Храм Воздуха» (Кисловодск). В постройках Семенова излюбленным ордером является коринфский, что придает зданиям нарядный вид.
В частной застройке неоклассицизм на КМВ представлен намного более скромно. В этой связи следует отметить «Виллу Роз» химика Карстенса в Пятигорске (1914 г., архитектор Евгений Шреттер; ул. Машукская, 6) с ее скромным декором, а также дачу княгини Анастасии Дондуковой-Корсаковой в Кисловодске (1910 г., архитектор Андрей Кузнецов; ул. Ярошенко, 2), которая напоминает небольшой дом барской усадьбы, увенчанный круглым в плане «фонарем».
Подводя итог этого обзора, не претендующего на всеобъемлющий характер, следует заметить, что курортная архитектура Серебряного века, будучи во многом провинциальной, не могла поспевать за всеми тенденциями в развитии мирового (прежде всего, европейского) зодчества. В этом плане курорты КМВ не составляли конкуренцию столичным или крупным губернским городам. И в то же время, курортная архитектура выполняла другие важные функции – доставлять эстетическое удовольствие и обеспечивать комфорт проживания или пребывания. Для местности, где во главу угла ставились задачи оздоровления и излечения человека, это было важнее, нежели удивить. Вероятно поэтому именно «романтические замки», изысканные восточные и ренессансные «храмы» и «дворцы», классические павильоны и «древнеримские термы», порой величественные, но предсказуемые, составили собой общую архитектурную картину курортов КМВ. А удивляющий, несколько эпатажный и имеющий четкую индивидуальную направленность «модерн» не оказался представленным в той мере, как это было в крупнейших городах Российской Империи.

Изображение

Бывший дом И. Тер-Погосова. Кисловодск


Изображение

Бывшая дача "Прогресс" в Кисловодске (снесена).


Изображение

бывшая дача А.Б. Малхасянц в Кисловодске


Изображение

Бывшая дача К. Барта в Кисловодске


Изображение

Бывшая дача Арутчева в Кисловодске.


Изображение

Бывший дом Мациевского в Пятигорске


Изображение

Бывший особняк братьев Тиц в Пятигорске


Изображение

Керамическое панно на фасаде Пятигорского театра оперетты.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Рекомендую создать свой форум бесплатно на http://4admins.ru

Русская поддержка phpBB